Задержка психического развития у детей: признаки, диагностика, лечение
Задержка психического развития - это задержка в развитии, которая проявляется в неспособности ребенка к нормальной умственной деятельности, плохой памяти, ослабленном внимании, быстро появляющейся усталости, отсутствии автоматизации в определенных действиях, а также в том, что его интересы носят сугубо детский характер.
Очень часто детей, страдающих ЗПР, относят к детям, которые отстают в развитии по причинам социального типа. Но это совершенно ошибочный подход. Важно вовремя выявить задержку психологического развития, чтобы как можно быстрее помочь ребенку. В нашей сегодняшней статье мы подробно расскажем об этой патологии развития.
Причины, по которым возникает задержка психического развития
Причины ЗПР таковы:
- Определенные патологии, появляющиеся во время беременности или родов. Это могут быть инфекции, появившиеся во время беременности, токсикоз повышенной тяжести, травмы во время процесса родов, а также гипоксия плода;
- Ряд инфекций или травм, которые пережил ребенок во время первых лет своей жизни;
- Заболевания хронического характера;
- Длительные ограничения, которые препятствуют нормальной жизни ребенка. На это могут влиять как наличие хронических заболеваний, так и неправильное воспитание ребенка;
- Частота ситуаций, которые наносят вред психике ребенка;
- Физическое или психическое отставание ребенка от своих ровесников;
- Заболевания соматического характера. Такие дети, как правило, очень слабы физически;
- Проблемы с ЦНС. Работоспособность таких детей максимально слаба, они не могут контролировать свое внимание, плохо запоминают информацию, которую слышат, не могут нормально осваивать чтение, письмо, счет, плохо говорят или не говорят совсем.
Разновидности задержки психического развития
Специалисты выделяют четыре основных разновидности задержки психического развития:
- Конституциональная ЗПР;
- Соматогенная ЗПР;
- Психогенная ЗПР;
- Церебрально-органическая ЗПР.
Рассмотрим особенности каждой разновидности.
Конституциональная ЗПР. Этот вид отличает то, что ребенок очень слабо развит в эмоционально-волевом плане. Можно наблюдать, что у таких детей преобладающим интересом является интерес к играм, вся мотивация продиктована именно этим. Такие дети легко внушаемы, имеют очень поверхностные представления о мире, который их окружает, и это отличает их от сверстников. Даже если такой ребенок будет учиться в обычной школе, его интересы к играм и инфантилизм будут довлеть над желанием учиться, получать новые знания. Именно потому дети, которые страдают этим типом задержки психического развития, должны проходить обучение в специальных школах.
Соматогенная ЗПР. Этот тип задержки психического развития провоцируется всевозможными заболеваниями хронического вида, перенесенными ребенком инфекциями, разного рода неврозами, патологиями развития соматической системы, причем как врожденными, так и приобретенными. При этой разновидности ЗПР у ребенка можно наблюдать понижение физического статуса, а также нарушения психологической стабильности. Такой ребенок замкнут, пуглив, стеснителен, плохо идет на контакт со своими ровесниками. Это обусловлено тем, что родители, как правило, излишне ревностно опекают своих детей, боясь любого их столкновения с внешним миров, а именно поэтому коммуникативные навыки у них развиты плохо, что мешает правильному развитию межличностных связей. Если у ребенка такая разновидность ЗПР, то ему требуется специальное лечение. Как будет происходить их дальнейшее развитие, будет целиком и полностью зависеть от их здоровья.
Психогенная ЗПР. Причина, которой обусловлено возникновение данного вида задержки психического развития зависит от ситуации в семье. Неблагополучная или неполная семья может вызывать у ребенка различные травмы психики. Когда ребенок с самых ранних лет подвергается перманентному воздействию негативных сигналов социального толка, это накладывает на его психическое состояние определенный след. Все это может стать причиной возникновения очень серьезных нарушений в психике ребенка, что сначала вызовет нарушения в функциях вегетативных, а затем - в психических. В случае такого вида ЗПР могут появиться аномалии в личностном развитии. Важно помнить, что этот вид ЗПР достаточно часто путают с педагогической запущенностью по причине схожих признаков проявления. Но их отличия в том, что педагогическая запущенность не является патологией, она лишь вызвана нехваткой знаний, недостаточным уровнем интеллектуального развития.
Церебрально-органическая ЗПР. Это наиболее частая разновидность задержки психического развития. При ней у ребенка проявляется ряд определенных нарушений в области эмоционально-волевого контроля, а также в пониженной познавательной деятельности. Характеризуется определенной органической недостаточностью нервной системы ребенка. Этот вид ЗПР может быть вызван усиленным токсикозом во время беременности, различными заболеваниями инфекционного характера, травмами, как физическими, так и психологическими и т.д. Прежде всего за таким ребенком наблюдается недостаточный уровень эмоционально-волевой зрелости.
Признаки, по которым можно определить задержку психического развития
-
Во-первых, это недостаточная зрелость ребенка в области эмоционально-волевого поведения. Это проявляется в том, что ребенок отказывается слушаться, делать так, как нужно. Такие дети делают все только так, как им хочется. Конечно же, это лишь один из признаков, который точно не является стопроцентным показателем ЗПР, ведь все дети любят поступать по-своему, не слушаться, бунтовать, чтобы утвердиться в собственном "Я". Но у детей с данной патологией развития это проявляется особенно четко. Также ЗПР может проявляться в том, что ребенок устраивает истерики, проявляет агрессию, когда не понимает, почему ему нужно поступить так, как ему сказали, а не так, как хочется.
-
Во-вторых, особенности поведения ребенка во время игры. Дети, которые страдают ЗПР, как правило, выбирают для себя совершенно примитивные игры, в которых отсутствует необходимость применять интеллект, придумывая сюжет или роли. К примеру, если мальчику пять лет, а его излюбленной игрой является механическое передвижение машинки, это повод задуматься о возможности ЗПР, поскольку в этом возрасте игры детей традиционно носят гораздо более сложный характер. Игры у детей с этой патологией могут носить стихийно-деструктивный характер: он может просто агрессивно разбрасывать игрушки или другие предметы, что-то ломать или рвать, просто бегать, прыгать, т.е преобладает в данном случае именно процесс движения, ребенку не интересен усложненный процесс игры или игровое взаимодействие с другими детьми.
-
В-третьих, задержка развития речи. Очень важный показатель ЗПР. Ребенок может либо совсем не говорить, либо говорить намного хуже своих сверстников. Поскольку речь - это база интеллектуального развития, нарушения в ее нормальном возрастном развитии могут быть тревожными сигналами. Когда ребенок не говорит, это сопряжено с рядом других проблем: его кругозор не получает возможностей расширяться, а следствием этого является еще более сильное замедление развития психики. Как результат всего этого - неспособность ребенка к продуктивному учебному процессу.
-
В-четвертых, особенности двигательной активности ребенка. У детей, страдающих ЗПР, можно отметить особенно высокую двигательную активность. Такие дети попросту не могут держать над собой контроль. Они постоянно пребывают на пике двигательной активности, прыгают, бегают, совершенно хаотично хватают и бросают окружающие их предметы. Часто у них даже отсутствует понимание того, зачем именно им нужна эта вещь, о том, что нужно спросить разрешение на то, чтобы взять какую-то вещь. Повышенная двигательная активность может также быть показателем гиперактивности или же синдрома дефицита внимания, поэтому важно это не перепутать. Однако у ребенка с ЗПР могут проявляться и совершенно противоположные признаки, которые при этом также будут свидетельствовать о ЗПР: например, пониженная двигательная активность. Окружающие считают таких детей стеснительными. Когда у ребенка с ЗПР снижена двигательная активность, снижена и познавательная. Эти дети не отличаются любознательностью, пытливостью ума, их восприятие притуплено, они не познают все, что их окружает, с тем живым интересом, который отличает детей с нормальным развитием.
-
В-пятых, специфика бытовых навыков ребенка. У детей с ЗПР неизбежно возникают трудности с выработкой бытовых навыков. Такие дети не способны одеться без посторонней помощи, многие не способны даже поесть или сходить в туалет без вмешательства родителей.
-
В-шестых, навыки познавательной деятельности. С подготовкой к школе у таких детей появляется множество трудностей: они не отличаются усидчивостью, терпением, способностью сконцентрироваться на учебной деятельности. О желании выполнять задания учителя и вовсе не приходится говорить, оно напрочь отсутствует. Если есть помощь взрослого человека, то эти дети все же могут выполнять какие-то задания, но когда такой ребенок находится в коллективе, он не может сосредоточиться на познавательной деятельности.
Как правильно диагностировать задержку психического развития?
Обычно диагностировать ЗПР достаточно непросто.
Дети с задержкой психического развития отличаются от детей с нормальным развитием следующими особенностями:
- Быстрая утомляемость;
- Пониженный уровень работоспособности;
- Неспособность усваивать материал;
- Трудности с анализом получаемой информации;
- Слабый уровень развития словесно-логического мышления;
- Неспособность следовать правилам поведения, принятым в коллективе;
- Отсутствие интереса к сложным сюжетно-ролевым играм;
- Сложности с методичной организацией деятельности;
- Неспособность учиться по стандартной школьной программе;
Детей с ЗПР отличает слабое психическое развитие, которым и обусловлено снижение умственной деятельности, продуктивности процесса обучения. Однако ЗПР - это не приговор, и если правильно и вовремя его диагностировать и оказать ребенку необходимую помощь, то он сможет догнать своих ровесников в развитии.
Специалисты единодушны в том, что определять ЗПР нужно с психолого-педагогического ракурса. При установлении диагноза необходимо уделить внимание тому, как именно ребенок выполняет задания самостоятельно. Как правило, эти дети намного лучше справляются с заданием, если получают помощь от учителя. И именно это отличает их от умственно-отсталых детей. Поэтому это то, на что при диагностике надлежить обратить особое внимание. Некоторым детям, страдающим ЗПР, диагноз можно поставить лишь после тщательного наблюдения психолого-педагогического характера, тогда, когда они обучаются в младших классах общеобразовательной школы.
Важнейшей частью диагностики также является наблюдение за тем, как играет ребенок, какие игры он предпочитает. Если у него наблюдается пониженный уровень игровой деятельности, то это может быть признаком ЗПР. Такие дети не способны играть в сложные игры, у них может вызвать затруднение даже выбор темы для игры.
Однако дети с ЗПР, несмотря на ряд трудностей в развитии, все же вполне адекватны в своей деятельности, а если играют с какой-то игрушкой, то прекрасно понимают ее игровую функцию.
Лечение задержки психического развития
Как показывает практика, если вовремя диагностировать ЗПР и принять определенные меры, ребенок может стать таким же преуспевающим учеником, как его сверстники с нормальным психическим развитием. Ребенку нужно только обеспечить комфортные условия обучения, а для этого и родители, и учитель, должны знать, что все проблемы ребенка не являются результатом лени, что на них он имеет самую что ни на есть уважительную причину.
Родители должны понимать, что медленная обучаемость их ребенка при ЗПР совершенно естественна. И ни в коем случае нельзя подгонять ребенка. В лучшем случае это просто не даст результата, а в худшем и вовсе усугубит ситуацию. А главное, о чем должны позаботиться родители - обеспечить ребенку необходимую помощь специалиста, создать ребенку комфортные и благоприятные условия для обучения и развития, не оказывать на него давления.