Дислексия у детей: причины, диагностика, лечение

15 ноября 2019
1233
0

Далеко не все дети безупречно читают и пишут. Само собой разумеется, это очень расстраивает родителей и заставляет их волноваться по поводу того, что у ребенка на этой могут появиться серьезные проблемы с развитием. 

Хуже того, многие родители просто не задумываются о том, что это проблемы с развитием, которые не зависят от самого ребенка, и просто ругают их за рассеянность и лень, которые, по их мнению, являются причиной вышеназванных проблем. Но это не так. Ряд проблем, таких как искажение слов текста, чтение наоборот, замена или смешивание звуков аналогичными могут сигнализировать о том, что ваш ребенок страдает дислексией. 

В нашем сегодняшнем материале мы расскажем вам о том, что такое дислексия, как определить ее признаки и бороться с ней.

Содержание статьи:

Что представляет собой дислексия?

Дислексия - это расстройство, связанное с нарушением навыков чтения. Кроме того, она может быть связана с целым комплексом проблем в развитии, проявляющихся у ребенка при освоении письма, математики. Если, помимо всего прочего, у ребенка проявляются нарушения в развитии моторики, координации, ориентации в пространстве, времени, это тоже может быть сигналом дислексии. Причиной дислексии являются недостаточно развитые психические функции, которые отвечают за освоение ребенком чтения, письма и т.д. Распознать дислексию достаточно легко. Ребенок может неправильно идентифицировать символы и знаки, из чего вытекает закономерные сложности в понимании смысла текста, который он читает. По большей части от дислексии страдают дети. Однако встречается она и у взрослых, если в детстве не была вовремя диагностирована и не были приняты необходимые меры для борьбы с ней.

Основные причины возникновения нарушения

Известно, что ведущий способ исследования дислексии - нейровизуализация, например МРТ, ПЭТ и прочие подобные методы. Именно благодаря этому виду диагностики было доказано, что развитие дислексии обосновано нейробиологическими факторами. Поэтому у людей, страдающих этим нарушением, можно идентифицировать нарушение нормы в структуре ткани головного мозга. Если говорить более конкретно, то в задней части средней височной извилины есть участки, которые отличаются пониженной плотностью структуры. 

Наряду с причинами, связанными с нейробиологией, выделяется также ряд других:

  • Большая активность правого полушария мозга по сравнению с левым;
  • Отсутствие равновесия между правым и левым полушарием;
  • Всевозможные травмы черепно-мозгового характера;
  • Серьезные инфекционные заболевания, такие как менингит;
  • Проблемы при родах;
  • Осложнения, вызванные инфекционными заболеваниями, перенесенными матерью во время беременности. 
  • Осложнения, вызванные курением, употреблением алкоголя или наркотических веществ во время беременности.

Кроме того, не стоит недооценивать негативное воздействие на ребенка причин социальной направленности. Они также могут стать весомыми причинами для появления дислексии. Важно помнить о том, что детский организм не следует перегружать излишними обучающими нагрузками или педагогическим давлением. Внимательно следите за социальным окружением малыша, не допускайте дефицита общения. Как видите, причины достаточно разнообразны, но в то же время предупреждать опасность от многих из них можно и достаточно легко. Стоит лишь уделить этому должное внимание. 

Симптомы, по которым можно распознать дислексию

Нужно сразу сказать, что искать признаки дислексии у детей младше восьми лет не следует. В этом возрасте разного рода ошибки как при чтении, так и при письме не являются сигналами каких-либо серьезных нарушений развития. В этом возрасте ребенок только начинает читать и писать, а потому совершенно естественно, что этот процесс будет сопровождаться ошибками. Начинать беспокоиться стоит лишь в том случае, если ситуация осталась неизменной к окончанию первого класса.

У дислексии достаточно богатый спектр признаков. Очень часто то, как именно она проявляется, зависит от возраста человека, который ей страдает. Для того чтобы вам было проще ориентироваться в ее признаках, разделим признаки на несколько групп.

Итак, начнем с самых первых признаков. Эти симптомы особенно важно распознать вовремя, поскольку они проявляются на первой стадии развития дислексии. Если своевременно их заметить, побороть недуг будет намного легче.

Вот эти симптомы:

  • Неловкий захват карандаша или ручки;
  • Ослабленное внимание, проблемы с концентрацией, рассеянность;
  • Нарушение порядка букв при чтении или письме;
  • Затруднения, возникающие при чтении или письме;
  • Острое нежелание читать вслух или работать над написанием сочинений и других письменных заданий;
  • Трудности при запоминании информации;
  • Затруднения при освоении таблицы умножения, алфавита;
  • Трудности при выполнении каких-то элементарных заданий;
  • Трудности при ориентировании в пространстве, времени;
  • Непонимание принципов чтения и письма.

Симптомы, проявляющиеся в дошкольный период:

  • Речь развивается с заметным запозданием;
  • Имеются проблемы в коммуникации с ровесниками;
  • Ребенок испытывает трудности при освоении начальных знаний о чтении и письме;
  • Есть сложности при произнесении звуков, слов;
  • Ребенок испытывает сложности при усвоении информации, плохо ее запоминает;
  • Существуют затруднения, связанные с правильным расположением букв и слов в тексте (ребенок может менять слова и буквы местами, путать их).

Симптомы, проявляющиеся в младшем школьном возрасте:

  • Замена слов на аналогичные при чтении и письме;
  • Неспособность распознавать определенные слова;
  • Замена слов местами;
  • Написание букв в другую сторону;
  • Сложности при запоминании поступающей информации;
  • Нарушенная координация;
  • Медленные темпы освоения новых знаний и навыков;
  • Вспыльчивость в поведении.

Симптомы, проявляющиеся в среднем школьном возрасте:

  • Отставание от ровесниках в навыках чтения;
  • Острое нежелание читать вслух и выполнять письменные задания;
  • Проблемы с памятью;
  • Плохой, который сложно прочесть;
  • Ошибки при написании и произнесении слов;
  • Сложности в общении с ровесниками;
  • Неправильное восприятие мимических сигналов и языка тела. 

Симптомы, проявляющиеся в старшем школьном возрасте:

  • Плохие навыки письма;
  • Медленные темпы чтения, наличие большого количества ошибок;
  • Неправильное произнесение слов;
  • Сложности при том или ином виде анализа информации;
  • Замедленные темпы работы, обучения;
  • Трудности в процессе адаптации к новым внешним условиям.

Как правильно диагностировать дислексию?

Конечно, даже если вы сами заметили за своим ребенком какие-либо признаки дислексии, этого недостаточно для того, чтобы увериться в том, что она действительно имеет место быть. И первым действием, которое вы должны совершить после того, как увидели тревожные сигналы нарушения, - посетить врача-педиатра.  Только врач сможет полноценно проанализировать проблему, если она имеется, и направить ребенка к логопеду, который и проведет с ребенком работу по устранению дислексии. 

Чаще всего первым, что делает врач, является сбор анамнеза - подробных сведений о том, как именно у ребенка проявляется дислексия. От вас потребуется предоставить подробные сведения о том, как протекала беременность, существует ли склонность к этому нарушению на уровне генетики, есть ли у вашего малыша какие-либо врожденные недуги, какие особенности его развития вы наблюдали в перве годы его жизни.

Когда специалист соберет всю нужную информацию, он выяснит, на каком уровне ребенок освоил чтение, письмо, речь, насколько хорошо развиты его моторные функции, а также артикуляция. Если ваш малыш уже посещает школу, логопед также спросит о том, каковы его успехи по русскому языку и литературе. 

Будьте готовы сами и подготовьте своего ребенка к тому, что специалист может провести ряд специальных тестирований. Это может быть письмо на слух, чтение или переписывание текста.

В том случае, если врач все же обнаружит у вашего ребенка искомое нарушение, он определит индивидуальные особенности его проявления и на основании этих данных установит его разновидность.

Разновидности дислексии

Как мы уже говорили, дислексии может проявляться по-разному. В том числе именно поэтому ее достаточно трудно диагностировать самостоятельно. 

Тем же разнообразием характеризуются и ее виды.

Врачи выделяют 6 главных разновидностей дислексии:

  • Мнестическая. Данная разновидность этого нарушения представляет собой наличие определенных трудностей в процессе идентификации букв в слове, которое произносится.
  • Аграмматическая. Этот вид нарушения характеризует плохо развитая речь, разнообразные ошибки, возникающие при формировании грамматических конструкций в речи. Это может быть, например неправильное согласование падежей и окончаний в словах.
  • Семантическая. При ней происходит автономное восприятие слов от текста. Соответственно, страдающий такой дислексией человек просто не в состоянии понимать и анализировать суть прочитанной им информации. 
  • Тактильная. Такой вид дислексии распространен у слепых. Когда дислексик, страдающий тактильной дислексией, читает текст при помощи шрифта Брайля, пальцы могут скользить и оказываться не на тех буквах. Происходит также путаница в отличии букв от похожих. 
  • Оптическая. При такой разновидности пальцы ребенка соскальзывают на другие буквы, может также читать слова наоборот, испытывает трудности при идентификации букв, которые похожи друг на друга по очертаниям.
  • Фонематическая. Такой вид дислексии очень часто встречается у детей младшего школьного возраста. Проявляется такими нарушениями, как перестановка в местами, смешиванием букв, ошибками в передаче структуры слова. 

Методы борьбы с дислексией

Дислексия может остаться проблемой на всю жизнь. Но если вовремя распознать ее и начать борьбу, то можно развить навыки чтения, хотя достаточного уровня грамотности дислексики могут и не достичь. Если говорить о лечении, то оно включает в себя работу над корректировкой процесса учебы. 

Существует два вида обучения распознаванию слов: 

  • Прямое обучение. Оно базируется на определенных фонетических методах, применение которых идет автономно от привычного освоения чтения.
  • Непрямое обучение. Базируется на внесении в программы обучения навыку чтения ряда фонетических методик.

В целях коррекции дислексии обычно применяют всевозможные программы логопедического типа. Такие программы исправляют целый комплекс речевых нарушений. А способ, который нужно выбрать для коррекции, целиком и полностью зависит от того, какой вид дислексии наблюдается у конкретного пациента. 

  • Если у ребенка мнестическая дислексия, то в этом случае проводится коррекция слухоречевой и речезрительной видов памяти;
  • Если у ребенка аграмматическая дислексия, то применяются коррекционные меры, направленные на формирование грамматических схем;
  • Если у ребенка семантическая дислексия, то у него нужно развивать слоговой синтез, работать над тем, чтобы он хорошо усваивал грамматические схемы;
  • Если у ребенка тактильная дислексия, то нужно корректировать его пространственное представление;
  • Если у ребенка оптическая дислексия, то необходимо работать над корректировкой его зрительно-пространственных представлений;
  • Если у ребенка фонематическая дислексия, то следует работать над корректировкой произнесения звуков, формировать у него нормальное представление о составе слов, как звуковом, так и буквенном.

Существуют и иные способы лечения дислексии, и среди них даже имеются медикаментозные виды. Однако на сегодняшний день их эффективность не доказана, а потому их лучше избегать. 

 

Комментарии

VerifyCode
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.