Развитие речи: артикуляционная гимнастика для детей

14 февраля 2020
1116
0

Как известно, ребенок рождается без речевых навыков. Умение говорить он приобретает постепенно, а его путь к правильной и четкой речи достаточно долог.  Если у малыша имеются какие-то трудности, касающиеся произнесения определенных звуков речи, можно использовать для борьбы с ними артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность упражнений, которые помогают скорректировать проблемы ребенка с речью.

Содержание статьи:

Прежде всего нужно понять, хватит ли одной только артикуляционной гимнастики, чтобы справиться с этими проблемами, или же потребуется какие-то более серьезные меры коррекции? Как выглядит список упражнений, нам которыми можно работать в домашних условиях? Опираясь на мнения профессиональных логопедов, мы максимально подробно расскажем вам об артикуляционной гимнастике, ее сущности, а также опишем конкретные упражнения, которые помогут нужным образом скорректировать речь ребенка.

Суть артикуляционной гимнастики

В первые годы своей жизни ребенок нередко искажает те звуки, при произнесении которых у него возникают какие-то трудности. Это происходит потому, что речевые органы пока только лишь формируются. Найти ребенка, который бы моментально начал говорить правильно и четко, почти невозможно. 

Чтобы звуки могли произноситься правильно и четко, нужно грамотно тренировать органы речи, развивать артикуляцию. Координация функционирования речевых органов - это то, что необходимо для формирования правильной речи малыша. Если у него присутствуют какие-либо проблемы, касающиеся артикуляции, они непременно скажутся на произнесении тех или иных звуков. 

Когда мы говорим, в процессе оказываются задействованы сотни мышц. Среди них шейные, грудные, лицевые, языковые и еще многие группы. Чтобы правильно управлять ими, требуется задействовать в процессе намного большее количество нейтронов, чем, например, в процессе шага или бега. Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, которые нужны для развития органов, имеющих мускулатуру. Сюда входят мимические мышцы, губные, языковые и пр. Однако прежде всего артикуляционная гимнастика выполняется для языка. Что совсем не удивительно, ведь именно язык является основным речевым органом человека. А чтобы речь была правильной, красивой и четкой, требуется активно тренировать его мышцы.

Итак, как вы уже поняли, артикуляционная гимнастика - это сборник упражнений на тренировку артикуляции. Давайте обозначим перечень целей этой гимнастики:

Во-первых, она укрепляет и тренирует губные мышцы, а также мышцы щек и языка;

Во-вторых, делает более подвижными челюсти, мягкое нёбо и язык;

В-третьих, стимулирует работу органов артикуляции;

Наконец, с ее помощью можно закрепить навык удержания зубов и языка в определенной позиции.

Если ребенок будет систематически делать артикуляционную гимнастику, он сможет со временем научиться четко и правильно произносить любые звуки. В том случае, если  пренебрегать артикуляционной гимнастикой, то проблемы в произнесении звуков будут усугубляться, кроме того, появятся новые. Все это в итоге может привести к таким серьезным последствиям, как трудности с успеваемостью ребенка в школе. Как известно, любые проблемы гораздо проще решить, когда они только появились и не успели укрепиться. И эта - не исключение.

Чтобы заниматься с ребенком, не достигшим школьного возраста, нужно выбирать для него упражнения, которые будут игровыми. Так он будет увлечен тем, что делает, и появится больше шансов решить проблемы с речью максимально быстро и эффективно. Как известно, дети всегда с куда большей охотой делают то, что им нравится, а не то, что необходимо. Именно поэтому артикуляционная гимнастика в игровой форме будет идеальным вариантом для коррекции речи в период дошкольного возраста. Кстати, ее можно проводить как в индивидуальном порядке, так и в группе. Чтобы заниматься ей, будет нужно зеркало.

Самое оптимальное время для проведения комплекса упражнений - утренние и вечерние часы. Утром их лучше всего выполнять после утренней зарядки. Продолжительность занятия должна быть фиксированной и недолгой - около десяти минут. Число упражнений - от четырех до пяти. Для того чтобы сделать гимнастику более разнообразной, можно будет выбрать какие-либо из упражнений, которые мы перечислим далее. Упражнения рассчитаны на ребенка пяти-шести лет.

Основные разновидности артикуляционной гимнастики

Она делится на две разновидности: активная и пассивная. Однако ее активная форма более эффективна, поэтому при упоминании артикуляционной гимнастики имеют в виду именно ее активную разновидность. Такой вид гимнастики дети выполняют самостоятельно. Она будет оптимальна в том случае, если у ребенка отсутствуют нарушения артикуляционной моторики, а гимнастика нужна только для того, чтобы слегка скорректировать определенные движения. 

Однако существуют ситуации серьезнее, к примеру, речь может быть нарушена из-за поражений нервной системы ребенка. Может быть также нарушена подвижность речевых органов. При таких нарушениях ребенку может быть трудно или даже невозможно самостоятельно делать артикуляционную гимнастику, поскольку возможности речевых органов ограничены.

И в таких случаях на помощь приходит пассивная артикуляционная гимнастика. Ее суть в том, что взрослый человек должен при помощи специальных приспособлений делает определенные движения или принимает позы. К примеру, нередко ребенок, который страдает какими-либо видами нарушений моторного характера, не способен поднять вверх язык. Само собой разумеется, при такой проблеме у них нет возможности правильно и четко произносить определенные звуки, для воспроизведения которых нужно это движение языком. Следует ли уточнять, что такого рода проблемы не исчезают волшебным образом. Чтобы с ними бороться, потребуется долгий и упорный труд. 

Существует еще одна проблема, которая заслуживает отдельного упоминания. Это короткая подъязычная уздечка. И она также может быть причиной, по которой подвижность языка у ребенка может быть нарушена. При помощи определенного комплекса упражнений уздечку можно скорректировать. Однако в том случае, если она очень коротка, альтернатива для восстановления нормального произношения звуков только одна: хирургическое вмешательство. 

Выбираем гимнастику правильно

Чтобы понять, какая именно гимнастика будет оптимальна для вашего ребенка, нужно попросить его показать язык. Посмотрите на него внимательно и уделите внимание таким факторам:

  • может ли ребенок высунуть язык и придать ему определенное положение по сигналу;
  • способен ли он высунуть его полностью или только его часть, может ли продержать его снаружи или почти сразу же прячет;
  • в состоянии ли он поднять язык вверх, провести им налево и направо;
  • когда ребенок поднимает язык, поднимается ли вместе с ним нижнюю челюсть;
  • не дрожит ли язык, не отклоняется ли в сторону;
  • не наблюдается ли слишком обильного слюноотделения;
  • может ли ребенок правильно и четко произнести звуки из разных групп (свистящие, сонорные и шипящие);
  • не нарушено ли произношение гласных либо согласных звуков.

В том случае, если вы обнаружили хотя бы одно нарушение, малышу может потребоваться не только прием врача, но и пассивная артикуляционная гимнастика вкупе с логопедическим массажем. В совокупности все эти меры способны дать речевому аппарату вашего ребенка необходимый уровень подготовки к активному виду гимнастики. Будет можно ставить звуки.

В тонкости пассивной артикуляционной гимнастики вас может посвятить врач-логопед во время приема.  Нужно помнить, что речевые дефекты могут быть абсолютно разными, поэтому и комплекс упражнений для каждого ребенка нужно подбирать индивидуальный. И в этом вопросе вам может помочь только лишь врач, потому что именно он точно знает, для какого случая определенный вид гимнастики будет максимально эффективен.

Основные правила для эффективности артикуляционной гимнастики

  • Правило первое: гимнастика должна выполняться регулярно. Помните, что ребенку лучше всего выделять для упражнений пять-десять минут в день, но ежедневно, чем выполнять ее час, но всего один раз в неделю. Только так вы добьетесь существенных результатов.  
  • Правило второе: выбирайте для гимнастики форму игры. Как известно, ребенок всегда с неохотой выполняет то, что от него требуют, если он в этом не заинтересован. Если вы превратите процесс в игру, то малыш с куда большей охотой будет выполнять упражнения.
  • Правило третье: позаботьтесь о наглядности. Большее число анализаторов, которые ребенок активизирует во время гимнастики, обеспечивает более высокий уровень эффективности гимнастики. Чтобы сделать процесс наглядным, нужно обеспечить ребенка зеркалом, чтобы при выполнении он видел, как он это делает. А кто-то из взрослых может сидеть рядом с ребенком и показывать ему, как нужно выполнять то или иное упражнение. Можно прибегнуть к изображениям, видеоматериалам, на которых дети выполняют аналогичные действия. Словом, делать все для повышения наглядности. Пробуйте все способы и выбирайте те, которые лучше всего подойдут вашему малышу. В конце концов, никто не может знать вашего ребенка лучше вас, поэтому кому как не вам выбирать то, что больше всего ему подходит. 
  • Правило четвертое: обеспечьте ребенку комфорт. Чтобы малыш не чувствовал неудобств при занятиях артикуляционной гимнастикой, он должен принять наиболее удобную для себя позу. Спина максимально расслаблена, руки в удобном положении, голова имеет опору. Детям необходимо чувствовать комфорт.
  • Правило пятое: гимнастика должна усложняться постепенно. Когда ребенок только начинает занятия, упражнения должны быть легкими. Когда он немного привыкнет к гимнастике и станет хорошо выполнять легкие упражнения, переходите к более сложным. Помните, что усложнять гимнастику нужно лишь тогда, когда ребенок достаточно хорошо усвоил все предыдущие, более простые для выполнения упражнения.
  • Правило шестое: проанализируйте необходимость гимнастики. Когда вы видите, что ваш малыш с легкостью выполняет все упражнения, не мешает задуматься о том, стоит ли вообще ей заниматься, поскольку главная цель артикуляционной гимнастики - усвоение того, что ребенку дается нелегко.
  • Правило седьмое: выработайте верный подход. Артикуляционную гимнастику не стоит воспринимать как универсальное средство борьбы с речевыми дефектами. Она всего лишь способ, а этих способов достаточно много. Не исключено, что для коррекции речи вашему ребенку может потребоваться какой-то другой метод, а гимнастика окажется не более чем напрасной тратой времени. 

Комплекс упражнений

 

Все упражнения можно без труда освоить самостоятельно. Каждое упражнение нужно выполнять от пяти до семи секунд и повторять несколько раз.

Упражнение "Дудочка". Выполнение: сложить губы трубочкой и вытянуть как можно сильнее.

Упражнение "Забор". Выполнение: широкая улыбка, такая, чтобы было видно все зубы.

Эти два упражнения нужно чередовать.

Упражнение "Кролик". Выполнение: приподнимите верхнюю губу так, чтобы показались резцы. 

Упражнение "Лошадка". Выполнение: имитируйте фырканье лошади. Сильно выдыхайте воздух через рот, при этом держа его закрытым. Губы в процессе должны вибрировать.

Упражнение "Пятачок". Выполнение: вытяните губы трубочкой, а после вращайте ими в сомкнутом положении по кругу.

Упражнение "Грибочек". Выполнение: Максимально плотно прижмите язык к небу и держите в таком положении определенное время.

Упражнение "Гармошка". Выполнение: Держите язык в положении как в предыдущем упражнении, при этом несколько раз откройте и снова закройте рот.

Упражнение "Хомячок". Выполнение: В первую очередь надуйте обе щеки сразу, а затем - каждую по очереди.

Упражнение "Рыбка". Выполнение: втяните щеки и держите в таком положении.

Упражнение "Часики". Выполнение: приоткройте рот и касайтесь языком правого и левого уголка рта поочередно.

Комментарии

VerifyCode
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.