Особенности развития детей в периоды от рождения до 7 лет
Развитие детей от рождения до последнего года дошкольного периода проходит в несколько этапов. И каждый из них является важным пазлом в общей картине этого развития, поскольку на каждом из его этапов в организме ребенка происходят очень серьезные изменения. Сегодня мы рассмотрим важнейшие особенности каждого периода развития, чтобы родители знали обо всем, что происходит с их малышом, и могли помочь ему в любой момент.
Особенности развития детей раннего возраста.
Ранний возраст – это один из важнейших периодов в развитии ребенка. В это время происходит формирования функций, которые являются фундаментальными в жизни. Малыш учится ходить, говорить, обращаться с окружающими его предметами, начинает активно познавать всё то, что его окружает. В этот период у него, изначально совершенно беспомощного, в самые кратчайшие сроки формируются привычки и рефлексы, появляется речь, а также наблюдаются стремительный рост и набор веса. В этот период жизни ему важно получать внимание и правильное воспитание, ведь в формировании его индивидуальных особенностей и характера важнейшую роль играет не только наследственность, но и то, как именно он взаимодействует с окружающим миром.
Особенности развития детей раннего возраста (от рождения до 1 года)
В этом возрасте малыш очень активен и подвижен. Он начинает ползать, а это очень помогает ему в исследовании всего, что его окружает, стремится познакомиться с любым предметом, который попадает в поле его зрения. Развиваются сенсорные способности: ребенок стремится схватить, опрокинуть, перевернуть или бросить любой предмет, который видит, в стремлении всё ощупать и даже попробовать на вкус. Словом, совершает все манипуляции, которые ранний возраст диктует как подходящие для познания того или иного предмета. Также в этом возрасте можно пронаблюдать становление памяти: малыш запоминает слова и подобающим образом реагирует, когда его о чем-то просят. В этот период жизни он не любит оставаться в одиночестве, так как ему необходимо взаимодействие с объектом, который в состоянии дать ему аналогичную ответную реакцию. Именно в этом возрасте важно начать учить ребенка чувствовать и познавать мир, который его окружает, как можно больше с ним говорить, задавать простые вопросы. Например, показывать картинки и спрашивать, что на них изображено, и по аналогичной обучающей модели научить его называть окружающие его предметы. Чтобы малыш был в полной безопасности, нужно убрать из всех доступных ему мест предметы, которые могут представлять для него опасность, также не будет лишним дать ему общее представление о том, что такое опасность.
Особенности развития детей раннего возраста (от 1 до 2 лет)
Этот период развития характеризуется тем, что у ребенка происходит формирование сложных функций головного мозга, закладываются основы особенностей характера и поведения. Что очень важно, на данном этапе он получает возможность ходить без поддержки со стороны взрослых, а это открывает перед ним новые механизмы познания окружающего мира, возможность еще больше общаться с другими детьми. Вместе с растущими возможностями для познания окружающего мира в малыше растет и желание этого познания. Он выражает все более ощутимое стремление познать то, что его окружает. В этом возрастном промежутке ребенок также ощутимо совершенствует свои речевые навыки: дает простые, но уже четкие определения окружающих предметов, пополняет свой словарный запас. Что также очень важно, в этом возрасте формируется способность прислушиваться к своим эмоциям, а это помогает ему определить свое настроение.
Для правильного развития ребенка в этом возрасте родителям рекомендуется:
- Рисовать вместе с малышом, научить его правильно различать цвета
- Объяснить ему значение слова «нельзя»
- В форме игры научить его распознавать мимику
- Играть с ним в игры, которые развивают моторику (например, кубики)
- Также необходимо играть в игры, которые развивают коммуникативные навыки. Важно использовать в них простые слова, которые будут ему понятны, просить его повторять сказанное вами и в доступной форме объяснять ему значение произнесенных слов.
- Как можно чаще давать малышу возможность выбирать что-то, на данном этапе это очень важно. И ни в коем случае не торопить его, нужно, чтобы он делал выбор сам и этот выбор был полностью осознанным, совершенным без малейшего давления с вашей стороны.
Эти рекомендации не являются сложными, зато они окажут колоссальную помощь в развитии ребенка на данном этапе жизни.
Особенности развития детей раннего возраста (от 2 до 3 лет)
В этот период наблюдается интенсивное развитие нервной системы. Малыш становится очень подвижным, начинает активно развиваться физически. Именно по этой причине в этом возрасте можно с наибольшим успехом формировать у него навыки правильного поведения, поскольку на данном этапе он способен контролировать некоторые из своих эмоций и желаний.
Психическое развитие детей происходит более интенсивно, чем в предыдущие периоды жизни. Существенно пополняется словарный запас, речь становится индикатором степени развития мышления. Поскольку ребенок начинает осознанно устанавливать связи между явлениями, которые его окружают, для него открываются новые возможности в речи: он начинает использовать в ней сложные предложения. Также меняется и восприятие речи окружающих: приходит четко понимание смысла того, что ему говорят.
У малыша формируется понятие времени, он осознает, что есть прошлое, настоящее и будущее, также появляется понятие о количестве, учится четко определять для себя цели своих действий, различать формы предметов, а также понимать их функции, различать цвета. На третий год жизни ребенка очень важно дать ему свободу в исследовании того, чем он заинтересован, поощрять его стремление к этому исследованию ответной заинтересованностью. Следует помнить, что в этом возрасте ему очень важно общение со своими сверстниками. Это формирует у него социально-коммуникативные навыки, удовлетворяет интерес к окружающим людям.
Особенности развития детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
Общие особенности развития
Возраст от 3 до 7 лет считается одним из наиболее важных периодов в детском развитии. Несмотря на то, что темпы развития детей уже не столь интенсивны в сравнении с ранним детством, этот период крайне важен с точки зрения психического и физического развития. Развитие в этот период затрагивает весь организм в целом, и ни один из видов развития не протекает автономно, все они находятся в самом тесном взаимодействии друг с другом. В этом возрасте формируются основы личности: происходит развитие психики, мышления, памяти. В этот возрастной период границы, в пределах которых ребенок познает то, что его окружает, заметно расширяются: он открывает для себя то новое, что находится за пределами его семьи, становится на этой почве гораздо более самостоятельным. В связи с этим он начинает активно проявлять инициативу, задавать родителям разного рода вопросы, настоятельно обозначать важность собственного «я». Родителям настоятельно рекомендуется в допустимых пределах поощрять эту любознательность, ведь это – метод познания малышом окружающего мира, важнейший этап поиска и утверждения им своих границ.
Как известно, главный вид деятельности ребенка в период дошкольного возраста – игра. Но игра, которая является не просто игрой. Важно то, что именно в ней малыш может играть разного рода социальные роли, развивать мышление и воображение, а также коммуникативные навыки, которые так нужны в общении со сверстниками. Безусловно, наибольший эффект от подобного вида деятельности будет достигнут в том случае, если ребенок вовлечен в ее процесс. Если же он будет пассивным наблюдателем игры со стороны, необходимых результатов это не даст.
Развитие мышления и памяти
В возрасте от 3 до 4 лет дети обладают непроизвольной памятью, гораздо лучше запоминая какое-то яркое событие или предмет, словом, то, что вызывает в них сильный эмоциональный отклик, а вот на пространные нравоучения память малышей в этом возрасте еще совсем не настроена.
К семи годам у ребенка начинает формироваться механическая память. Теперь он может запоминать что-то без необходимости предварительно тщательно это осмыслить. Это очень хорошо помогает запоминать новые слова. Именно из-за появления и развития механической памяти к семи годам существенно пополняется словарный запас.
Развитие памяти и речевых навыков находится в неразрывной связи с развитием детского мышления. Например, в 3 года малыш сначала делает что-то, а только потом думает. В 5 лет он уже обладает способностью заблаговременно продумывать свои действия. В возрасте 6-7 лет уже осознает причинно-следственные связи, способен проецировать их на схожие по характеру ситуации.
Развитие психики
Данный период очень важен в развитии психики. В возрасте от 3 до 7 лет дети начинают познавать себя. Они оценивают уровень своего послушания, прилежания, внимательности, доброты и отзывчивости. И в том, насколько высоко малыш оценит свои способности, важнейшую роль играет его взрослое окружение, в особенности – родители. Именно от того, насколько отзывчивы и внимательны к своему чаду родители, напрямую зависит то, каким он вырастет. Важно научиться поощрять ребенка во всем, если это позволяет ситуация, принимать его таким, какой он есть, уважительно относиться к его индивидуальности.
В этот возрастной промежуток заметно расширяется эмоциональная палитра малыша. Кроме радости или испуга, он начинает ощущать ряд новых эмоций, например, грусть и ревность. Поскольку эти ощущения являются для него новыми, они могут сбить с толку, даже напугать. Потому очень важно вести с ним откровенные разговоры об этом, чтобы научить его понимать свои эмоции.
На данном этапе очень важно, чтобы ребенок испытывал как можно больше ярких, позитивных эмоций: водите его в театр и музеи, позволяйте ему как можно больше общаться со сверстниками.
Физическое развитие
В этот период происходит интенсивный рост всех систем детского организма: растут скелет и мышечная масса, органы кровообращения и дыхания, активно развивается мозг. Рост и вес ребенка в период дошкольного развития также весьма ощутимо увеличиваются: рост увеличивается на 20-25 сантиметров, а вес становится в два раза больше, чем был в год. Существенные изменения претерпевают и пропорции тела. Темпы увеличения массы и роста детей напрямую зависят от множества факторов, таких как генетика и окружающая среда. Обеспокоены тем, что ваш малыш недостаточно быстро растет? Обратите внимание на его физическую активность. Если вы не наблюдаете значительных темпов ее сокращения, то он развивается правильно, и у вас нет веских причин для беспокойства.
Интенсивные темпы роста и развития ребенка в дошкольный период требуют, чтобы он получал все необходимые его организму питательные вещества: витамины и минералы, углеводы, белки и жиры. Для этого необходимо правильно сбалансировать его рацион.
Важным дополнением к правильному питанию являются физические нагрузки: занятия спортом, прогулки на свежем воздухе. Однако если ваш ребенок будет заниматься каким-либо видом спорта на профессиональном уровне или перегружать организм тренировками, организм, который, напоминаем, находится на стадии формирования, может попросту не выдержать такой ноши. Родителям тех детей, которые уже с раннего возраста профессионально занимаются спортом, нужно пристально следить за их здоровьем, регулярно посещать врача с целью проведения профилактического осмотра. Спортивные достижения – это прекрасно, но о здоровье не следуют забывать никогда, ведь оно должно быть превыше всего.