Как развивать речь у ребенка

28 января 2019
664
0

Речевые навыки развиваются до рождения. Сомневаетесь? А это так. Еще в утробе матери ребенок слышит звуки и запоминает тембр, ритм речи матери. Разговаривать с малышом нужно и важно. Даже с первых дней его жизни. С 0 и до 3 лет - это период, за который родители должны максимально постараться помочь малышу. Давайте разберемся, как развить речь, какие факторы влияют на интенсивность процесса.

Содержание статьи:

Периоды развития речи у ребенка

Для начала определим факторы, влияющие на формирование речевых навыков. Он непосредственно связаны с окружающей средой, здоровьем и генетикой.

Первый фактор - биологический. Это комплексный аспект, в который входит и внутренние ресурсы, заложенные природой на генетическом уровне, и состояние здоровья малыша: работа нервной системы, функционирование мозга, психическое и умственное развитие. Этот фактор во многом зависит от течения беременности и самих родов. При соблюдении всех правил, которые устанавливает акушер-гинеколог, женщина минимизирует риски.

Второй фактор - социальный. Не думайте, что малыш, который только что появился на свет, не воспринимает вашу речь. В корне наоборот. Все, что происходит вокруг, помогает новорожденному адаптироваться, привыкнуть к новой среде. Улыбайтесь, создавайте позитивную атмосферу. Пойте песни - мелодичные звуки запоминаются быстрее, успокаивают нервную систему.

Этапы речевого развития детей

  • С рождения до 2 месяцев. Первая форма речевой коммуникации - это крик и плач. Ребенок сообщает родителям о том, что его беспокоит: состояние голода, мокрые пеленки и тд.
  • С 2 до 3 месяцев. В этом периоде малыш переходит к гулению. Заменой крика и плача становятся протяжные гласные ы, у, а, часто в паре с согласной “г”. Дети учатся управлять своим речевым аппаратом и вступать в диалог с родителями.
  • С 3 месяцев до 6. Ребенок начинает лепетать, реагировать на вопросы, смех и эмоции собеседника. Отвечает на звуки, обращенные в его сторону, поворачивает голову, когда к малышу обращаются, узнает на слух свое имя. Плачет ребенка обретает эмоциональные характеристики. Можно понять, когда малыш устал, когда голоден, когда требуется поменять подгузник.
  • С 6 до 7 месяцев. Дети учатся складывать слоги. Чаще всего малыши начинают с “ма”, “ба”, “па”. Ребенок произносит звуки и прислушивается к их звучанию. Тут важно реагировать на первые проявления беседы, отвечать уточняющими вопросами, развивать разговор стишками-прибаутками.
  • С 7 месяцев до 9. Детский лепет выражается повторением одинаковых слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма, дя-дя-дя. Ребенку нравится, как звучит его речь, она становится продолжительнее.
  • С 9 до 11 месяцев. Период активного звукоподражания. Дети повторяют звуки за родителями, копируют интонации и протяжность гласных. Ребенок гулит, когда к нему обращаются по имени. Малыш понимает, что означают слова “да” и “нет”.
  • С 11 месяцев до 13. Дети учатся произносить простые и понятные для них слова: мама, папа, баба, деда, дядя, ляля. Разговор родителей становится объектом внимания. Ребенок следит за интонациями, жестами и пытается их повторить. Этому периоду характерно выполнение простых просьб, ребенок понимает значение “садись”, “открой рот” и тд. Малыши умеют здороваться и махать рукой “пока-пока”. Возникает интерес к ярко иллюстрированным книжкам. Период для знакомства со стишками-потешками и короткими сказками.
  • 1,5 - 2 года. Дети хорошо запоминают звуки, формируют словарный запас. Повторение слов, формирование простых словосочетаний. В этом возрасте малыши знают, как называются части тела и могут показать на них пальцем. Отвечают на вопросы взрослых, во время чтения книг проговаривают новые слова, обращают внимание на картинки, сопоставляя со смыслом сюжета.
  • 2 года - 2,10 - Словарный запас в среднем состоит из 150-200 слов. Речь обогащается первыми предложениями: “Где мяч?”, “Хочу пить”, “Дай куклу” и тд. В лексикон входят предлоги, местоимения, прилагательные. Ребенок понимает взрослого и реагирует на просьбы, состоящие из нескольких действий: возьми свою новую куклу и покажи дедушке.
  • 2,5 - 3 года. Дети учатся формировать предложения из трех и более слов. Дети разбираются в размерах: большой и маленький, высокий и низкий; различают ключевую гамму цветов. В этот период малыши учатся соединять слова и звуки с мелодией, петь песни. Затруднения могут вызывать свистящие, шипящие, звуки, “р”. Дети становятся разговорчивыми, любопытными. Зачастую нет надобности задавать наводящие вопросы, чтобы вывести малыши на беседу. Ребенок с удовольствием высказывается сам.

Особенности развития речи у детей

Нет одинаковых людей. Нет одинаковых детей. Если соседский ребенок в 1 го уже активно лепечет, то это не значит, что молчание вашего малыша - патология. И даже не исключение из правил. Незначительная задержка речевого развития может быть обусловлена целым рядом факторов: особенности характера  (холерики более эмоциональны, чем сангвиники), дефицит общения с близкими, стеснительность ребенка (часто малыши разговаривают дома и молчат при незнакомцах).

Чтобы отсеять сомнения, обратитесь за консультацией к детском уневроллогу. Чтобы держать здоровье ребенка на контроле, профилактические осмотры должны проводиться в 3, 6, 9 месяцев, 1 год, 2 года и 3 года. Врач посмотрит на волнующий вас вопрос с медицинской точки зрения. Если будут обнаружены отклонения от нормы, невролог назначит малышу физиотерапию, лечебный массаж, медикаментозную поддержку.

По психологическому типу можно выделить две категории детей: молчуны и говоруны. Определить их помогает поведение, активность и эмоциональность ребенка:

  • Молчуны, как правило, стеснительны. В незнакомой обстановке ведут себя тихо, наблюдательны, достаточно долго привыкают к новым условиям. Им сложно вступить в контакт с человеком, которого видят первый раз в жизни. Эти дети поздно начинают говорить - к 2-3 годам. Потом речь развивается интенсивнее и после 3-х лет уже могут свободно строить предложения.
  • Говоруны очень общительны и активны. Не боятся взрослых и незнакомых детей, легко налаживают отношения в новой компании, быстро адаптируются к условиям детского сада и находят друзей. Говорить начинают рано. Иногда говоруны уже в 1 год могут формировать полноценные предложения и задавать осмысленные вопросы.

Кто быстрее, мальчики или девочки? В большинстве случаев, речевые навыки девочек развиваются быстрее, чем у мальчиков. Причина - в физиологии, особенностях работы головного мозга. У девочек мозг созревает раньше, а вместе с этим и доля, отвечающая за речь. Дополнительный фактор - эмоциональность (у девочек она повышенная). Но бывают и исключения: активные мальчики-говоруны, которые вербально ничем не уступают юным леди, открыты к общению и стремятся поделиться увиденным/услышанным здесь и сейчас.

Одно из научных наблюдений: медики сопоставили двигательную активность ребенка с речевой и пришли к выводу, что шустрые малыши начинают говорить раньше, чем медлительные дети. Внимательно наблюдайте за своим ребенком. Небольшая задержка в формировании речи может быть особенностью его характера и темперамента.

Развиваем речь детей. Помогаем заговорить

Интенсивность развития ребенка напрямую зависит от того, сколько сил в это вкладывают мама и папа. Будьте активнее, помогите малышу сформировать сенсорные навыки, необходимые для комплексного познания мира, с которым он еще так мало знаком. Информирование - самый мощный инструмент. Знакомство с окружающей средой должно проходить по 5 основным каналам:

  • Слух. Думаете, с первых дней жизни ребенок вас не слышит? Ошибаетесь. Не умеет говорить не означает отсутствие слуха. Малыш чутко воспринимает звуки природы, музыки, шумы за окном, речь родителей, плеск воды, характерные бытовые звуки, из которых складывается его домашняя жизнь. Задача мамы - проговаривать свои действия, рассказывать малышу, какая сегодня погода, куда они пойдут гулять и тд. Отвечать на гуление - одно из важных правил. Выстраивайте диалог с самого раннего возраста и малыш быстро впитает основы коммуникаций.
  • Осязание. Тактильно мы воспринимаем информацию также тонко, как и через другие каналы. Нежные прикосновения, поглаживания, тепло материнских рук, вода и купание, игры ладошками и пальцами, текстильные, резиновые и деревянные игрушки - ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, открывает для себя мир на ощупь.
  • Зрение. Обстановка в доме - фактура для зрительного развития малыша. Задача родителей - помочь ребенку укрепить навыки фокусирования зрения, научить акцентировать внимание на конкретных предметах, подвижных и статичный. Яркие игрушки, текстиль, погремушки на кроватке, бортики с контрастными цветными узорами и рисунками - элементы, которые помогут сформировать картину окружающего мира. Следующим этапом станут прогулки на свежем воздухе и знакомство с природой.
  • Обоняние. Когда-нибудь задумывались, почему мы помним запахи из детства? Ароматы создают настроение и ассоциации, рождают эмоции, укрепляют события в памяти. Запах осенней листвы, бабушкиных пирогов, маминых духов, древесных опилок у дедушкиного станка - за каждым из запахов стоит своя история, свое путешествие в детство. Знакомьте малыша с запахами, рассказывайте о явлениях природы, окружающего мира. Картина действительности должна складывать комплексно, максимально емко.
  • Вкус. Почему дети до 3 лет берут в рот игрушки и другие предметы - это способ знакомства с характеристиками. Родителям следует внимательно следить за этим процессом, убрать из зоны доступа мелкие детали. Вкус еды - вкус, к котором малыш привыкает постепенно. После материнского молока первые прикормы будут в новинку. Чтобы карапуз не стал гастрономическим привередой, начинайте с нейтральных овощных пюре. Фруктовые обладают выразительным вкусом - могут отбить интерес к овощным (а они более полезны для детского организма).

Способы развития детской речи

В помощь родителям приведем примеры, как можно помочь малышу заговорить. 10 советов, которые развивают речевые навыки:

  1. Когда малыш лепечет и гулит - не молчите, отвечайте, развивайте беседу с ним. Задавайте вопросы, рассказывайте, что происходит вокруг. И делайте это эмоционально, с улыбкой на лице.
  2. Книжки должны стать обязательным атрибутом вашего общения. Яркие картинки, фактурные страницы из плотного картона, фигурные края привлекут внимание малыша. Короткие стишки-потешки легко воспринимаются по темпу, мелодичны. Повторяйте по несколько раз, и ребенок сможет в скором будущем воспроизвести эти слова по слогам.
  3. Ежедневно расширяйте словарный запас ребенка: проговаривайте имена родственников, названия предметов, учите ребенка произносить его собственное имя.
  4. Путешествуйте с малышом, выстраивайте новые маршруты прогулок, показывайте интересные места и явления природы, знакомьте с городской средой и ее звуками.
  5. Разговаривая с ребенком, не подражайте ему. Сюсюканье искажает правильное восприятие вашей речи. Слова должны произноситься правильно, громко и четко - так малыш их и запомнит.
  6. Хвалите детей, когда они идут на контакт, пытаются вступить с вами в диалог. Поддерживайте, задавайте уточняющие вопросы, помогайте высказать мысль.
  7. Боритесь со словами-звукоподражаниями: ту-ту, гав-гав, ам-ам и тд. Отвечайте полноценными словами: поезд, собака, еда. Формируйте лексикон малыша из правильных и понятных слов.
  8. Не бойтесь исправлять ошибки. Если ребенок произносит слово, искажая звуки, повторите это слово правильно, медленно проговорив каждую гласную и согласную, акцентируясь на затруднительном моменте.
  9. Речь родителей должны быть не повествовательной, а описательной. Рассказывая, что по дороге бежит собака, обогатите фразу прилагательными и наречиями: по узкой дороге бежит белая пушистая собака. Ребенок должен знакомиться не только с предметами, но и их свойствами и признаками.
  10. Чаще играйте с малышом. Эта форма развития речевых навыков считается одной из самых эффективных.

И не впадайте в панику, если ваш ребенок немного отстает от своих сверстников. Речевое развитие - процесс индивидуальный. Нормы есть, но они не настолько строги, чтобы сравнивать детей по одному критерию. Занимайтесь с малышом и помогайте ему познавать мир!

Комментарии

VerifyCode
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.