Как научить ребенка говорить букву Ш?

11 февраля 2019
1380
0

Во многих семьях можно встретить такую ситуацию, когда маленький ребенок не в состоянии выговорить букву “Ш”. Такое случается примерно в четырех из десяти случаев, поэтому ситуацию можно назвать распространенной — ведь это одна из самых сложных букв в алфавите, впрочем, как и остальные шипящие, а значит и решение такой проблемы существует и отлично показывает себя в деле.

Содержание статьи:

 

Часто такая проблема может сохраняться у малышей до конца обучения в начальной школе, а если и вовсе не придавать значения этой проблеме — то дефект вполне может остаться с человек навсегда, плотно закрепившись в речи. Нередки случаи, когда семья не готова обращаться к помощи логопеда — это могут быть как финансовые проблемы, так и личные убеждения. В таком случае, можно приступить к обучению на домашней основе — в статье как раз рассмотрены варианты устранения проблемы с буквой “Ш”.

Как проверить произношение звука “Ш”?

Прежде чем приступать к коррекции возможных дефектов, необходимо провести глубокую проверку умения проговаривать шипящий звук. Зачастую на такую проблемы обращают внимание воспитатели в детских садах и педагоги — ведь иногда родители просто не замечают назревающую проблему и связывают все с небольшим возрастом и неопытностью. Всего лишь несколько минут в день — и вы сможете убедиться в отсутствии или наличии проблемы со звуком “Ш”.

Виды произношения

Нарушение произношения может быть разным — следует выделить две формы нарушения: сигматизм (когда присутствует дефект произношения именно самого звука) и парасигматизм (здесь уже речь идет о замене звука на другой). Очень часто можно встретить именно парасигматизм: например, когда малыш говорит вместо “шапка” неполное “апка” и тому подобное.

Существует несколько типов неправильного произношения, которые необходимо знать перед непосредственно самой диагностикой:

  • межзубное произношение. С ним звук получается шепелявым, так как ребенок выдвигает язык сильно вперед, просовывая его между зубов;
  • носовой сигматизм. Этот оттенок произношения появляется тогда, когда малыш слишком напрягает глубокую часть языка, подтягивая корень к небу — так и получается глубокий шипящий звук с “Х” со своеобразным акустическим эффектом;
  • боковой сигматизм. Проявляется в звуке ярко выраженным хлопком;
  • призубный парасигматизм. Здесь звук заменяется на “Т” — это происходит из-за того, что язык слишком сильно упирается в зубы, а конкретнее — в верхние резцы;
  • губно-зубной парасигматизм. В нем “Ш” заменяется на “Ф”, что свидетельствует о нарушении прикуса;
  • свистящий парасигматизм. В нем четко слышится свистящий звук “С”, но никак не “Ш”.

Методы обследования произношения

Проверку произношения можно осуществлять как незаметно, просто наблюдая за речью малыша в течение дня и фиксируя все неточности и особенности, так и упражняясь в игровом формате, уделяя на этот подход немного времени каждый день. Конечно же, второй способ позволяет более точно и эффективно определить дефект, поэтому стоит рассказать о нем более подробно.

Проверка произношения осуществляется в несколько этапов по возрастающей: сначала изолированно, далее в слогах, словах, фразах и целых предложениях:

Изолированно проверяются звуки: ребенку необходимо повторять за родителями разнообразные варианты звуков как бы в форме игры “Повторялки”. Потом можно переходить к работе с двухбуквенными сочетаниями: ША, ШУ, ШЭ, ШО и подобными им. Далее можно включать уже трехбуквенные варианты с двумя гласными: УШУ, ОШО, ЫШИ, ЭШЭ и т.д. Блок сложнее будет включать в себя “Ш” с согласными: ШКА, КША, КШИ и другие. Как только малыш проговорит их все, можно брать варианты посложнее: СШИ, ШИС, УШУШ.

Для того, чтобы малышу было проще повторять за вами, старайтесь максимально четко произносить все звуки, отчетливо показывая свою артикуляцию, на которую малыш будут обращать внимание во время обучения.

Стоит учитывать, что если имеются проблемы со звуком “Ш”, то такие же трудности возможны и остальными шипящими: Щ, Ж и Ч. Именно поэтому работать со звуками необходимо комплексно.

После переходим к работе со словами. Для того, чтобы заниматься малышу было интереснее, распечатайте или приобретите карточки со словами, которые будут дополняться разноцветными картинками с предметами, включающими звук “Ш”. Например, к звуку рядом с гласными подойдут слова шея, мышь, машина. “Ш” рядом с согласными будет встречаться в кошке, шляпке, шпильке. Звук, встречающийся дважды, есть в словах шишка, шашки, шуршание. “Ш” в сочетании с другими трудными звуками можно встретить в шаре, шарфе, шкуре.

Для того, что развивать произношение звука в предложениях, нужно чтобы речевой аппарат был в полной готовности. Если малыш справляется с “Ш” в больших фразах, то значит, что Ш-артикуляция ему по силам: Папа Маше шапкой машет; Шла Саша по шоссе и сосала сушку; Мышь за печкой шуршит и тому подобные. Если этот этап дается малышу тяжело, то лучше вернуться к более простым вариантам и отточить именно их.

Некоторым детям достаточно будет такой тренировки, что в кратчайшие сроки поставить у себя правильное произношение звука “Ш”. В других же случаях необходима более тонкая и усердная работа.

Причины дефектов в звуке “Ш”

Точную причину, по которой ребенок не справляется с шипящим звуком, определит только специалист. Но в целом, выделяют следующие факторы:

  • физиологический. К ним относятся неправильный прикус, крупный размер языка, высокое небо и прочие;
  • долгое использование соски. Из-за него портится прикус, а значит, поддаются дефектам многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
  • искажение речи родителями. Часто мы слышим, как родственники “сюсюкаются” с малышом, произнося звуки в искаженном виде. Малыш очень быстро схватывает такую манеру говорения, которая впоследствии может закрепиться в речи;
  • речевые дефекты взрослых. Малыш часто копирует речь взрослых — а значит, дефекты родителей могут перейти к детям;
  • неправильный подход к обучению. Многие мамы и папы очень много требуют от своих детей, не пытаясь правильно показывать способы произношения и артикуляции сложных звуков;
  • отставание в развитии. Если у ребенка еще не сформировались мышление, память и внимание, то и речь будет не на должном уровне;
  • нарушение слуха. Нередкая причина проблемы с “Ш”, когда ребенок с трудом распознает звуки на слух.

Если вы заметили, что ваше чадо уже долгое время не справляется с произношением шипящего звука “Ш”, то не стоит медлить с посещением детского логопеда, который способен решить эту проблему профессионально и качественно.

Тренируем произношение звука “Ш”

Начинать упражняться следует только после того, как органы речи разогрелись и стали более подвижными. Именно поэтому родители должны уделять время в начале занятий под артикуляционную гимнастику, которая поможет лучше произносить самые разнообразные звуки.

Проводим разминку

Начинаем с тренировки языка. Есть несколько классических упражнений, позволяющих сделать его более подвижных и послушным:

  1. “Блинчик”: Распластанный язык необходимо положить на нижнюю губу и задержать его в таком положении на несколько секунд — минимум на 10.
  2. “Чашечка”: Все также язык находится распластанным на нижней губе, только теперь необходимо приподнять его кончик и края, как бы создавая форму чаши.
  3. “Болтушка”: стараемся поднимать и опускать “чашечку” из предыдущего упражнения несколько раз.
  4. “Фокус”: все ту же “чашечку” необходимо высунуть изо рта и завернуть кончик языка кверху, не касаясь при этом губ. На кончик носа можно положить что-то легкое: кусочек салфетки или ваты, а на выдохе направить воздух четко на предмет.
  5. “Лошадка”: известное упражнение, в котором малыш должен цокать, издавая звук, похожий на топот копыт лошади.

Такие упражнение хорошо делать вместе и перед зеркалом, чтобы нагляднее демонстрировать артикуляцию.

 

Упражнения для губ проводим после разминки языка:

  1. “Хоботки слоников”: делаем губами широкую трубочку (как в произношении звука “О”), а затем узкую (как при “У”). Повторяем несколько раз.
  2. Чередуем “Трубочку” в форме звука “У” и улыбку. Необходимо добиваться того, чтобы улыбка была широкой.
  3. “Удивление”: губы должны находиться в положении, будто произносят звук “О”.
  4. “Заборчик”: необходимо широко улыбнуться и продержать лицо в таком положении несколько секунд — так тренируются мышцы щек.
  5. “Варенье”: здесь малыш должен широко и по всему контуру облизать губы.
  6. “Качели”: широко открываем рот и перемещаем язык от верхних зубов к нижним и наоборот.

Старайтесь прибегать к разнообразным упражнениям и не следовать каждый раз одному и тому же алгоритму — все время пробуйте новое.

 

Постановка звука

Правильное произношение звука — это навык, а значит, на его автоматизацию уйдет время, так как необходимо будет постоянно и систематически заниматься его оттачиванием и отработкой. Часто встречаются случаи, когда на одном занятии произношение улучшилось, а к следующему опять деформировалось — стало посвистывающим или шепилявым. Для того, чтобы не упустить негативные изменения, стоит постоянно следить и присматривать за речью малыша. Для этого не забывайте аккуратно напоминать ребенку о правильном положении языка во время произношения “Ш”, но в то же время следите и за своей речью — иногда взрослые могут не замечать своих собственных проблем. Более взрослых детей можно просить читать вслух тексты с шипящими звуками.

Рассмотрим два упражнения, которые помогут автоматизировать произношение звука в словах и фразах соответственно:

  1. “Назови ласково”: эта игра также развивает умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы. В ней малышу необходимо прослушать слова и назвать их “ласковые” формы. Например: шапка-шапочка, шар-шарик, мешок-мешочек.
  2. “Исправь ошибки”: упражнение помогает добиться автоматизации “Ш” в целых фразах. Родитель произносит фразу, которую ребенок должен исправить на правильный вариант. Например: Мышка съела кошку — Кошка съела мышку; Крыша сидит на петушке — Петушок сидит на крыше; У шин есть машина — У машины есть шины; Лягушка испугалась мошку — Мошка испугаласт лягушку; Шашки играют в Мишу — Миша играет в шашки и так далее.

Необходимо стараться как можно чаще возвращать малыша к навыку произношения “Ш”: например, задавать вопросы, ответом на которые будут слова с этим звуком. Также в течение дня можно использовать потешки, скороговорки и чистоговорки: Шапку свяжем малышу, шу-шу-шу, шу-шу-шу; Одеваем малыша, ша-ша-ша, ша-ша-ша; Собирай карандаши, ши-ши-ши-ши-ши-ши; Любят сказки малыши, ша-шу-ши, ша-шу-ши.

Еще одним эффективным способом является постановка звука от других, уже известных ребенку звуков. Например, если малыш легко справляется с “Т”, то попросите его произнести “Тс-с-с-с”, вытягивая звук до тех пор, пока он не дойдет до произношения “Ш”. Потом стоит повторить процедуру, спрятав язык за зубы — произношение будет более чистым. Звук можно ассоциировать у чада с шипением кота. Для тех детей, что без труда выговаривают звук “Р”, можно использовать следующий трюк: просто попросите ребенка прошептать “Р” — результат будут крайне похож на наш шипящий. Тоже самое касается и освоенного звука “С” — малыш произносит его, приподнимая края языка в форме ложечки до тех пор, пока между ним и небом не образуется нужная щель.

Как следует из статьи, даже такой сложный для произношения звук, как шипящий “Ш” можно освоить, просто приложив чуть больше усилий и практики. Постоянные тренировки и закрепление изученного помогут добиться постановки правильной речи.

Комментарии

VerifyCode
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.