Как правильно держать ручку
Вопрос: “Как научить ребенка правильно держать ручку?” обычно возникает у родителей, когда их малыши достигают 4-5 лет. Однако, специалисты в области детского развития уверяют, что уделить внимание формированию правильного держания письменного предмета в реке нужно необходимо намного раньше.
Некоторые мамы и папы полностью уверены, что на подготовительных дошкольных курсах и непосредственно в первом классе их ребенка обучат всем необходимым умениям, в том числе и держанию ручки. Увы, это убеждение является ошибочным и может повлечь за собой необратимые последствия. Дело в том, что ребенок начинает использовать письменные принадлежности (карандаши, фломастеры, мелки) еще задолго до того, как начинает готовиться к школьной жизни. Именно в этот период и формируется его привычка держать пишущий предмет в руке, исправить которую в дальнейшем будет очень проблематично, а в некоторых случаях и вовсе невозможно.
Используя яркий фломастер для создания рисунка, малыш держит его в руке наиболее удобным способом. Чаще всего детки 4-5 лет сжимают орудие письма в кулачок. Однако, такое положение является неправильным. Быстро приноровившись кое-как держать карандаш, малыши со временем привыкают к этому положению и закрепляют его. Так что, будучи 6-ти летним дошкольником ребенок уже имеет полностью сформировавшуюся манеру письма, попытка исправить которую может обернуться серьезными психологическими проблемами для ребенка.
Некоторые родитель скажут: “Пусть малыш держит ручку так, как захочет! В этом нет ничего плохого”. Однако, данное убеждение является большим заблуждением. Манера использования письменных принадлежностей во многом влияет на аккуратность и размах почерка, скорость написания и даже на осанку ребенка.
К счастью, любой родитель может предотвратить появление таких жутких последствий воспользовавшись одной из нескольких самых популярных методик, которая легко поможет приучить ребенка правильно держать ручку или фломастер. Самым лучшим моментом для начала работы в этом ключе станет период, когда малыш только начинает знакомиться с карандашами и мелками и создавать свои первые шедевры.
Причины возникновения проблем
Если вы замечаете, что ребенок неправильно держит фломастер или восковой мелок - ни в коем случае нельзя ругать его за это! Такая проблема существует у большинства малышей, и вместо того, чтобы агрессивно реагировать, помогите ребенку избавиться от нее. Для того, чтобы выбрать правильный вариант выхода из этой ситуации, давайте выясним, как вообще она образуется. Нарушение начинает формироваться еще тогда, когда ребенок и не думает об использовании карандашей: он играет с различными детскими игрушками, хватает их и пытается сжать в ручке. Неправильное держание предметов может начаться именно в этот момент, или развиться несколько позже, когда ребенок возьмет в руки специальные мягкие карандаши для детей дошкольного возраста.
К 4 годам манера держания предметов в руках уже будет явно выделяться, что позволит вам отследить правильность процесса. Наблюдайте за тем, как рисует ваша дочка или сынок. Не думайте, что все дети делают это одинаково. Поверьте, данный процесс у всех деток происходит по-разному: кто-то слишком сильно нажимает на карандаш или очень сильно сдавливает его в руке, другой же зажимает орудие письма в кулаке, из-за чего процесс рисования становиться крайне неудобным.
Важно осуществлять хороший контроль процесса формирования захвата у своего ребенка. Если малыш будет держать ручку так, как он хочет, то в начальной школе вас неизбежно ждет переучивание. Чем раньше вы уделите внимание формированию правильного захвата, тем легче у ребенка пройдет процесс адаптации к новому месту.
Достигнув шести лет, ваш малыш уже должен уметь правильно использовать рисующий инструмент, даже если с помощью него он создает всего лишь простейшие узоры или фигуры.
Неправильный захват: последствия
Как мы уже выяснили ранее, неправильный захват ручки может вызвать серьезные проблемы со здоровьем у малыша. Самые плачевные последствия - это нарушение работы зрительных каналов (то есть, ухудшение зрения), искривление позвоночника (которое появляется вследствии неправильного положения рук и корпуса при сидении за столом), провоцирующее появление таких заболеваний, как сколиоз.
Допустим, ваш ребенок наделен хорошей устойчивостью, его корпус не деформировался от регулярного сидения в неправильном положении, и малыш чувствует себя хорошо. Однако, не стоит расслабляться и думать, что если серьезные проблемы не затронули вашего ребенка, то никакой опасности вовсе нет. Мальчик или девочка будут попросту быстрее уставать при выполнении письменных заданий, рисовании или черчении, что не самым лучшим образом скажется на успеваемости ребенка. Согласитесь, при написании диктанта на уроке русского языка очень важно сконцентрироваться на правилах написания и грамматике, не переживая за то, что не успеваешь дописать что-либо.
Такие последствия легко можно пресечь, если своевременно обнаружить нарушение захвата. Но как же это сделать? Как выявить проблему? Определить нарушение захвата письменной принадлежности вы сможете по следующим признакам:
- При удержании карандаша большой палец ребенка находится немного ниже указательного;
- Письменная принадлежность держится не средним пальцем, а указательным или безымянным;
- Предмет берется “щепоткой”;
- Пальцы малыша находятся или слишком низко, или очень высоко;
- В процессе рисования какого-либо узора, карапуз вращает не фломастер, а лист бумаги;
- Наконечник ручки имеет направленность не к плечу, как полагается, а к шее;
- Ребенок чрезмерно давит на объект письма или, наоборот, недостаточно нажимает на карандаш.
Если один или сразу несколько перечисленных признаков наблюдаются у вашего ребенка, необходимо срочно принять меры по исправлению зажима! Чем раньше вы это сделаете - тем продуктивнее и безболезненнее для малыша пройдет процесс исправления.
Как правильно держать ручку?
Основной нюанс данной темы - это правильное положение пальцев. Человек, пишущий правой рукой, берет карандаш примерно так: письменный предмет опирается на верхнюю часть среднего пальца, а указательный фиксирует его сверху. Большой палец находится слева и также придерживает ручку. У людей, пишущих левой рукой, захват происходит аналогичным образом, только в зеркальном варианте: ручка опирается на средний палец левой руки, а указательный и большой (который находится с правой стороны) фиксируют пишущую принадлежность.
Бывают ситуации, когда очень сложно определить визуально, правильно ли держит фломастер ваш ребенок. Если вы вдруг оказались в таком положении - не переживайте! Существует прием, который поможет вам понять, насколько правильный зажим у малыша. Попросите дочку или сына написать или нарисовать что-либо на бумаге, держа карандаш так, как он обычно это делает. Затем, попросите ребенка поднять указательный палец вверх, не разжимая при этом карандашик. Он остался зафиксированным в руке или пошатнулся/ упал? Если письменная принадлежность не выскользнула из ладошки, а по прежнему уверенно держится в ней, то будьте спокойны: ваш ребенок держит ручку сформировал абсолютно правильный зажим.
Если же произошло так, что карандаш не смог удержаться в руке ребенка, то вам следует тут же исправить ситуацию и объяснить малышу, как правильно обращаться с письменной принадлежностью. Сделать это вам помогут несколько эффективных советов от специалистов:
- Ручка или фломастер располагается точно на подушечке конечной фаланги среднего пальца;
- Все пальчики, которые производят захват предмета, (а их три) как-бы закругляются вокруг него;
- Два пальца, не задействованных в захвате предмета, должны быть согнуты и прижаты к ладони, чтобы не мешать письму;
- В кисти руки отсутствует напряжение, все манипуляции производятся расслабленной рукой;
- Самым идеальным вариантом для письма станет расположение пальцев не ниже ста пятидесяти миллиметров от пишущего основания карандаша;
- Иногда при написании объемных текстов или длительном рисовании мизинчик малыша, слегка прикасаясь к бумаге, может слегка окраситься в цвет чернил или красок. Не стоит заострять на этом внимание и паникова. Это абсолютно нормальная ситуация, особенно, если речь идет о детях-левшах. Леворукие малыши проводят целой ладонью по написанному тексту, поэтому, следы чернил неизбежно появятся на коже.
Регулярная проверка малыша и повторение с ним перечисленных правил позволит сформировать у него правильный захват еще до начала подготовительных курсов, что сделает адаптацию ребенка в новом месте достаточно быстрой и избавит вас от проблем с переучиванием.
Учим ребенка правильно держать ручку
Далеко не все мамы и папы хорошо разбираются в современных методиках переучивания малышей. Чтобы облегчить задачу заботливым родителям, мы составили список из наиболее эффективных методик, в котором каждый сможет найти что-то для своего карапуза.
“Пинцетная” техника
Ваш малыш не может приучиться приноровиться правильно брать пишущие принадлежности? Воспользуйтесь методом “пинцетного” захвата! Эта методика достаточно проста в исполнении, кроме того, она позволяет малышу запомнить нужное положение не только тактильно, но и визуально. Поставьте карандаш рисующей стороной вниз, затем попросите малыша взять его тремя пальцами, после чего, медленно передвигайте кисть к низу (ближе к бумаге), пока пальчики ребенка не примут нужное положение.
Использование салфетки
Для осуществления данной обучалки нам понадобится всего лишь одна бумажная салфетка и карандашик. Сложите бумажный платочек в четыре раза, положите его на внутреннюю сторону ладошки ребенка и попросите прижать двумя пальцами: указательным и мизинцем. Пальцы, которые осуществляют захват карандаша, малыш сначала выпрямляет, а затем, пытается взять карандаш так, как в предыдущем способе. Этот метод отлично покажет дочке или сыну, как обращаться с “лишними” пальчиками, которые не взаимодействуют с пишущей принадлежностью.
Практика дартса
Вашему ребенку уже исполнилось 5 лет? Тогда вы смело можете предложить ему покидать дротики (лучше, если это будут специальные, детские дротики). Так ребенок в игровом формате сформирует правильный захват. Техника привлекательна тем, что избавляет дошкольника от поучений со стороны родителей и позволяет проявить самостоятельность, что сделает процесс обучения наиболее эффективным.