Как быстро выучить таблицу умножения

27 ноября 2018
5688
1

Каждому родителю в какой-то момент приходится сталкиваться с непростой задачей: ребенок пошел в школу и начал осваивать решение математических примеров, которые начинают включать в себя умножение чисел друг на друга. Часто ученику задают выучить таблицу умножения за лето, после первого или второго класса. И тут начинаются сложности: маленькому ребенку просто вызубрить такое количество цифр практически невозможно, поэтому родителям важно прибегать к различным хитростям, чтобы ребенок был отлично подготовлен к школе и при этом не испытывал стресса во время обучения.

Содержание статьи:

 

Выбрать способ, с помощью которого малыш с легкостью запомнит таблицу умножения, не так просто, как кажется — ведь у каждого человека свои особенности запоминания. Найти индивидуальный подход и подобрать эффективную методику обучения вы сможете с помощью этой статьи.

Готовимся к изучению

Первым делом, необходимо на простом примере объяснить ребенку, что такое умножение, показать его смысл и рассказать про важность освоения навыка перемножать числа между собой. Поскольку прежде чем приступить в школе к умножению, ребенка учат вычитать и складывать, то показать умножение с помощью арифметических действий будет проще всего. Например, мы хотим умножить 2 на 3. Для этого нам предстоит сложить 2 + 2 + 2, то есть три раза по 2. Здесь ребенку важно понять, что умножение - это самые короткий путь к вычислению нужного числа.

Знакомство с таблицей Пифагора

На обложках современных тетрадей мы часто встречаем так называемые таблице умножения, напечатанные на задней стороне. Так называемые - потому это всего лишь столбики с примерами, которые совсем лишены закономерности и логики в способе их составления. Когда ребенок видит такую “таблицу”, то все, что ему остается — это просто вызубрить ее, не понимая сути. Именно поэтому рекомендуем родителям отказаться от такой формы изучения умножения.

Теперь отыщите в Интернете и распечатайте настоящую таблицу - пифагорову. В ней ребенок сможет отыскать закономерности, симметрии, логику и, в конечном итоге, запомнить ее навсегда.

Теперь постарайтесь объяснить своему чаду принцип работы и устройства такой таблицы, где пересечение чисел из левого столбика с числами из верхней строчки является результатом умножения этих двух чисел. Чтобы найти необходимый результат умножения, нужно всего лишь провести пальцем по таблице от необходимого числа из столбика к необходимому из строчки.

Такую таблицу изучать намного интереснее и проще, потому что ребенок сможет самостоятельно находить в ней закономерные вещи: например, что в таблице Пифагора одним цветом выделены те числа, которые повторяются.

Такую таблицу удобно повесить над рабочим местом школьника — так он сможет периодически поглядывать на нее, запоминая новое и повторяя уже пройденный материал.

Изучать таблицу необходимо начиная от самого просто (например, умножения на 2) и заканчивая более сложными вещами. В процессе можно применять разнообразные игры, карточки, познавательные картинки и видеоматериалы.

Переходим к изучению таблицы умножения

Не забывайте, что изучать таблицу будет маленький ребенок, поэтому важно подавать сложную для него информацию небольшими порциями, начиная от самых простых примеров. Начните с таких колонок, как 2 и 3, что позволит подготовить ребенка к сложному постепенно, не пугая его непонятными вещами. Только после того, как простые примеры освоены и уверенно применяются, можно двигаться дальше.

Не забывайте про свойство коммутативности, которое гласит: от перестановки множителей произведение не меняется. Так ребенок поймет, что выучить ему нужно будет не всю таблицу, а только половину, и процесс пойдет быстрее и веселее.

Умножение на 1 и 10

Начинаем именно с этих примеров, так как они отличаются особенной легкостью — здесь присутствует четкая и понятная логика, которая будет доступна к пониманию ребенком. Объясните малышу, что при умножении на 1 получится то число, которые мы умножали, например 5 х 1 = 5. Ребенок должен понять, что умножение на один означает, что какое-то число взяли один раз.

Как объяснить ребенку принцип умножения числа на 10? Расскажите, что число нужно просто сложить 10 раз — результат будет в 10 раз больше уменьшаемого числа, то есть, к нему просто можно приписать ноль! Например, 5 х 10 = 50. Такое объяснение запоминается легко и быстро.

Умножение на 2

Не забываем, что ребенок уже умеет складывать числа между собой, а значит, что умножить любое число на 2 для него не составит труда. Просто объясните малышу, что умножить число на 2 означает сложить два одинаковых числа. Например, 5 х 2 = 5 + 5 = 10. Поняв эту простую закономерность, второй столбик никогда не вызовет трудностей.

Умножаем на 4

Запомнить принцип умножения числа на 4 немного легче, чем на 3.Поэтому второе число пока пропускаем — к нему вы вернемся в следующем пункте. Если ребенок усвоил принцип умножения на 2, то объясните ему, что умножить число на 4, это как умножить его на 2, но только дважды. Малышу нужно умножить число на 2, а после сделать его снова. Например, 5 х 4 = 5 х 2 х 2 = 5 + 5 + 10 = 20.

Умножаем на 3

Изучение умножения на этот столбик нередко вызывает сложности, с которыми отлично справляются специальные стихотворения на запоминание таблицы умножения. Вы можете найти готовые варианты в Интернете или методических пособиях, а можете написать их самостоятельно. “Стихотворный” способ хорошо справляется за счет того, что у детей отлично развита ассоциативная память — если малышу показать умножение чисел на каких-либо предметах из его комнаты, то ответ запомнится ему намного легче, и в будущим он будет ассоциировать его с теми самыми предметами.

Иногда отлично помогает визуализация предмета: например, нам нужно умножить 5 на 3. Возьмите много карандашей и разложите их кучками по пять штук. Придумайте задачу, рассказывая ребенку, у вас в руке пять карандашей, у папы пять и у бабушки тоже пять. Пусть он посчитает, сколько в итоге карандашей будет у всей семьи. Так он поймет, что 3 х 5 = 15. Для сложных примеров такой способ крайне эффективен.

Как умножить на 5?

Этот столбик запоминается также достаточно легко, потому что и в нем можно проследить довольно интересную логику: каждое следующее произведение увеличивается на 5. Также, умножая на 5 четное число, мы получаем в ответе число, оканчивающееся на 0, а умножая 5 на нечетное число, в итоге получаем число с 5 на конце — это так просто! Детям всегда просто дается запоминание таких примеров: 5 х 2 = 10, 5 х 4 = 20; 5 х 3 = 15, 5 х 5 = 25.

Как умножить на 9?

Почему мы так резко перешли к концу таблицы умножения? Потому даже тут можно облегчить запоминание чисел с помощью особого способа, о котором мало кто знает. Выучить умножение чисел на 9 можно с помощью пальцев!

Положите руки ладонями вверх, а пальцы расправьте — последние необходимо пронумеровать от 1 до 10, слева направо. Теперь загибаем тот палец, на который нужно умножить 9. Например, это будет 5, так что загибаем именно его — пятый. Все пальцы слева (четыре) — десятки, а справа (пять) — это единицы. Теперь соедините эти десятки и единицы, и в итоге вы получаете 45.

Теперь умножим 9 на 7. Загните седьмой по счету палец — слева остается шесть, а справа — три. Соедините их и получите 63. Вот так все просто умножается!

Есть еще один интересный факт об умножении чисел на 9. Если в столбик записать умножение на это число с 1 до 10, то можно выявить следующую закономерность: первые цифры сверху вниз будут от 0 до 9, а вторые цифры — снизу вверх и тоже от 0 до 9:

9 х 1 = 09

9 х 2 = 18

9 х 3 = 27

9 х 4 = 36

9 х 5 = 45

9 х 6 = 54

9 х 7 = 63

9 х 10 = 90

Также, рассматривая этот столбик, можно заметить, сумма чисел в произведении равно 9, например, в 18 мы видим, что 1 + 8 = 9.

Но это еще не все: обратите внимание, первая цифра ответа будет всегда на 1 меньше, чем число, которое умножается на 9. Например, 9 х 5 = 45. Если ребенок будет знать об этом секрете, то ему будет легче вспомнить, на какую цифру начинается ответ в умножении любого числа на 9.

Умножение на 6, 7 и 8

К этим числам мы переходим только после того, как ребенком отлично изучено умножение на 2, 3, 4, 5 и 9. Напомните ему, что, например, 5 х 4 — это тоже самое, что и 4 х 5, а значит, и некоторые примеры можно будет уже не запоминать. Оставшиеся же примеры придется запомнить, изучая таблицу Пифагора и применяя всевозможные игры, в том числе с карточками.

Запоминаем таблицу умножения с помощью карточек

Таблица учится постепенно, а все пройденные примеры нужно закреплять специальной игрой, в которой используются карточки — их можно сделать самостоятельно, можно купить, а можно найти картинки в Интернете и распечатать.

На одной стороне карточки вы записываете умножаемые числа, а на второй — ответ на пример. теперь сложите их все ответами вниз и попросите ребенка поочередно вытягивать их из колоды, давай ответ на пример. При верном ответе карточка откладывается в сторону, а при ошибке — возвращается в колоду, до тех пор, пока малыш не вспомнит ответ.

Эта игра поможет эффективно тренировать память и быстрее давать ответы на примеры с умножением. Мы развиваем не только зрительную память, но и слуховую, что тоже немаловажно. Ребенку захочется поскорее выиграть в эту игру, оставив все карточки решенными, поэтому он наверняка будет стараться.

Игру можно постепенно усложнять, давая на ответ лишь определенное количество времени. Каждый раз, когда играете вместе с ребенком, подсчитывайте и записывайте количество правильных ответов, чтобы у ребенка проснулся тот самый спортивный интерес и желание побить рекорд прошлого дня.

После можно составить карточки с одними лишь ответами и показывать их ребенку: пусть ребенок назовет примеры, в которых ответом будет заданное число. Например, 30 — это 3 х 10 или 5 х 6.

Как вести себя с ребенком во время изучения умножения?

Часто родители забываются во время обучения своего чада и не выполняют элементарных правил поведения, которые созданы для того, что помочь ребенку лучше и спокойнее запоминать новую и сложную информацию. Вы должны понимать, что соблюдая ряд правил, вы облегчите процесс не только себе, но и в первую очередь ребенку:

  1. Не заставляйте малыша занимать в те моменты, когда он не хочет или у него нет настроения. Так вы только усилите его нелюбовь к примерам. Старайтесь мотивировать своего ребенка и подходить к вопросу деликатно.
  2. Не ругайте чадо за ошибки и неточности в ответах, а также не запугивайте его плохими оценками и наказаниями — иначе увеличится риск того, что ребенок попросту закроется в себе и своих переживаниях и страхах.
  3. Не сравнивайте его с ровесниками, будь то друзья, родственники или одноклассники, иначе самооценка ребенка упадет, а вернуть ее на место будет уже не так просто. Вместо этого напоминайте себе о том, что все люди, в том числе и дети, очень разные, и к каждому нужно отыскать индивидуальный подход.
  4. Не пытайтесь выучить весь материал сразу. Дайте малышу время на освоение материала порциями, иначе есть риск напугать его большим объемом новой и сложной информации.
  5. Обращайте внимание даже на самые незначительные успехи в обучении. Хвалите вашего малыша даже тогда, когда он справляется с самыми простыми примерами. Ребенок должен чувствовать поддержку и гордость родителей, тогда ему действительно будет интересно учиться.

Следуйте рекомендациям из статьи, не забывайте про регулярность и всегда подходите к занятиям с хорошим настроением — тогда успех в изучении таблицы умножения не заставит себя ждать!

Комментарии

VerifyCode
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Даша | 22 марта 2020 | 7:04

Не могли выучить из-за плохой памяти... Я смотрю, память и внимание у многих деток страдают...нагрузка сейчас большая+гаджеты свое дело делают. Вот поэтому очень важно помогать изнутри. Витамины давать обязательно (у нас это бэби формула мишки мультивитамины), следить за питанием, много двигаться... Только это и способно мозг ребенка поддержать и помочь ему с нагрузками. Мы и таблицу выучили наконец))