Как научить ребенка говорить
Вопрос о формировании правильной речи у ребенка не стоит пускать на самотек. Если к периоду 1,5 -2 лет вы не наблюдаете заметных изменений в речи малыша - обратите на этот аспект повышенное внимание и примите все возможные меры для того, чтобы обеспечить своему крохе правильное развитие речевого аппарата.
Первое слово, произнесенное вашим малышом, навсегда запомнится вам и останется в истории семьи. Даже тогда, когда карапуз вырастет, станет самостоятельным и взрослым, мама будет бережно хранить в своей памяти то самое слово, впервые произнесенное им.
Безусловно, что и когда впервые скажет ребенок зависит от родителей и их отношения к своему чаду. Если мама и папа уделяют должное внимание разговорам с ребенком и предпринимают всяческие попытки по развитию его дикции, то, скорее всего, малыш заговорит достаточно скоро. Его первое слово прозвучит отчетливо и будет осознанным. Заниматься формированием правильной речи у ребенка, конечно же, нужно, однако ваши попытки не должны носить принудительные характер. Ваша первая задача - заинтересовать ребенка в процессе обучения, вызвать у него положительные эмоции и ассоциации. Добиться этого вы сможете, воспользовавшись несколькими простыми правилами, составленными специалистами в области детской психологии.
Правило №1: Визуализация
Когда ребенок смотрит на вас, начинайте медленно проговаривать слова, делая упор на артикуляцию. Вы, наверняка, знаете, что маленькие крохи стараются во всем подражать своим главным кумирам - маме с папой. Это может стать вашим “оружием” в процессе развития правильной речи и ребеночка. Старайтесь произносить слова и выражения как можно понятнее, обращайте внимание на манеру произношения и правильную интонацию. Так вашему чаду намного легче проще будет освоить новую информацию, понять правильное значение основных слов и научиться выговаривать их.
Правило №2: Своевременность
Начинать развитие ребенка нужно как можно раньше! Многие родители предпочитают пускать процесс развития речевого аппарата малютки на самотек. Они ждут, пока ребенок, достигнув возрастной отметки в 2,5 -3 года, самостоятельно научится запоминать и воспроизводить услышанные выражения. Однако, эти ожидания сопутствуются определенными рисками. “Запуская” процесс развития речевых навыков, родители могут собственноручно притормозить общее развитие ребенка, наверстывать которое потом будет очень проблематично. Так что, если вы хотите избежать проблем с развитием и дикцией малыша, лучше всего взять процесс ее формирования под свой родительский контроль.
Правило №3: Простота
Разговаривая с ребенком, постарайтесь максимально упростить свою речь. Для использования прекрасно подойдут короткие “базовые” слова, которые кроха сможет легко воспринять на слух и запомнить. Длинные замысловатые конструкции вряд ли поддадутся слузу малютки, но и привычные многим мамочкам “ути-пути” - не лучший вариант для развития речи. Когда ребенок хотя бы немного начнет вникать в вашу речь и интонации, добавьте немного интерактивных элементов. Например, задавайте сыну или дочке простейшие вопросы. Например, “Где кубики?”, “ Где папа?”, “Кто/что это?” (с указанием на предмет, животное, человека). Вы также можете побуждать малыша к действиям, сказав, например, “держи ложку”, “возьми куклу” и т.д. Главное помнить: чем проще будут ваши обращения к малютке, тем быстрее он сможет произнести свое первое слово. Крохе будет гораздо легче прийти к поставленной цели, если он будет понимать, чего именно вы пытаетесь добиться от него.
Правило №4: Правильный темп
Как мы уже говорили ранее, ребенок не сможет сразу запомнить сложные слова. Однако, и самые легкие фразы будут с трудом откладываться в памяти ребенка, если вы будете произносить их слишком быстро. Столкнувшись с быстрым потоком слов, ребенок услышит их, но не усвоит, не поймет и уж тем более не запомнит.
Правило №5: Озвучивание действий
Вы занимаетесь домашними делами и одновременно присматриваете за ребенком? Говорите вслух о том, что собираетесь сделать или делаете прямо сейчас. Например: “ я готовлю кашу, потому что тебе пора кушать”. Рассказывайте ребенку обо всех своих действиях, не заставляйте его сидеть в тишине, пока вы хлопочите по дому.
Обратите внимание: озвучивайте все свои действия, но так, чтобы постоянно привлекать внимание ребенка к речи, а то есть, говорите не слишком много. Постоянная монотонная речь может вызвать у ребенка привыкание, и он попросту будет переключать свое внимание на другие предметы, отстраняясь от привычного говора.
Правило №6: Чтение
Что сможет наилучшим образом развить языковые способности ребенка, как не книга? Читайте своему малютке интересные и простые детские рассказы, время от времени повышая их сложность. Конечно, не стоит утомлять малыша беспрерывными чтениями по 5-6 часов, однако, стоит уделять этому процессу хотя бы 15-20 минут в день. При выборе литературы отдайте предпочтение книжкам с большими разборчивыми буквами и красочным иллюстрациями ( в дальнейшем она может пригодиться малютке при изучении письменного алфавита). Прочитав небольшой рассказ, задайте ребенку несколько вопросов, касаемых услышанной истории. Например, спросите “Кто был главным героем?” - пусть ребенок укажет на картинку персонажа. Так вы сможете понять, понимает ли малыш то, о чем вы говорите.
Если дочка или сын проявляют личную инициативу, приносят вам книгу или указывают на нее - радуйтесь! Значит, у вашего малыша уже есть какой-никакой интерес к литературе. Не ленитесь, отложите свои дела и уделите чтению хотя бы 10 минут. Так ребенок почувствует вашу поддержку в своих начинаниях и интересах.
Не злитесь и не ругайтесь, если вдруг кроха просит вас прочитать одну и ту же историю снова и снова. Ребенок будет с интересом слушать любимую историю, а заодно, повторять и запоминать все произнесенное вами.
Совет №8: Гаджеты
Ограничивайте своего малютку в использовании различной современной техники: телевизор, компьютер, планшет, телефон. Ни для кого не секрет, что в наше время даже годовалый ребенок может самостоятельно смотреть мультики на телефоне или планшете. Безусловно, куда проще включить малышу цветной мультсериал на целый день и заниматься своими делами, чем самостоятельно развлекать неугомонного забияку. Однако, подумайте, как скажутся такие длительные просмотры на вашем ребенке. Регулярно позволяя ребенку пользоваться техникой, вы приучаете его к этому процессу и формируете своеобразную зависимость. Сейчас потребность в постоянном использовании телефонов и прочих гаджетов - серьезная проблема многих взрослых, от которой невероятно тяжело избавиться, так что не стоит воспитывать ее еще в детские годы.
Произведите замену ярких мультиков на интересные игры, развивающие воображение и творческие способности ребенка. Чаще гуляйте с малюткой на улице, особенно, на детских площадках, где ваш кроха сможет наладить общение с другими детишками. Это, как раз, станет самым правильным решением, которое поможет малышу развивать речь, общаясь со сверстниками.
Правило №9: Музыкальное воспитание
Регулярно включайте дома детские веселые песенки. Малыш легко усвоит новые слова в рифмованном виде и ужечерез какое-то время предпримет первые попытки подпевания солисту. Придумайте чередование композиций в таком виде, чтобы ребенок не заскучал при прослушивании. Например, чередуйте между собой более спокойные и динамичные композиции. Особенно по вкусу любому ребенку придутся задорные мелодии, под которые можно повеселиться и потанцевать. Таким образом ребенок будет тренировать не только речевые и музыкальные способности, но моторику, а также слуховую координацию.
Правило №10: Движение
Поощряйте активность ребенка. Специалисты в области детской психологии и развития уверяют, что в большинстве случаев ребята, имеющие речевые дефекты имеют физическую неразвитость. Для того, чтобы предотвратить эту проблему, проводите вместе больше времени на свежем воздухе. Гуляйте: зимой лепите снеговика и катайтесь с небольших горок (держите процесс под контролем, чтобы ребенок не получил травм), осенью собирайте гербарий и играйте на площадках, а весна/ лето - это и вовсе настоящий райский период для любого ребенка. Познакомьте малыша с велосипедом или специальной коляской, передвигать которую может как ребенок с помощью педалей, так и мама с помощью ручки.
Правило№11: Мелкая моторика
Комплексное развитие - это самый лучший вариант в вопросе формирования правильной речи у ребенка. Поэтому, вам стоит чаще устраивать с малышом “творческие вечера”: лепить фигурки из пластилина и специальной детской глины, использовать яркий кинетический песок и играть с подушками-антистресс. Когда кроха чуть-чуть подрастет, научите его рисовать красками, используя кисти и ладошки. Пусть ваш малыш учится раскрашивать готовые картинки и рисовать собственные. Играйте с кубиками, вместе стройте пирамидки и собирайте простейшие мозаики. Не лишним также будет время от времени проводить с малышом пальчиковую гимнастику. Это очень полезные и эффективные упражнения, которыми не стоит пренебрегать.
Правило№ 12:Терпение
Проявите снисхождение к своему крохе и не требуйте умопомрачительных успехов в освоении устной речи. Накаленная и нездоровая атмосфера в доме только усугубит ситуацию: ребенок может «закрыться» от окружающих, не идти на контакт, особенно, с главным источником негатива. Если таковым будете вы - вряд ли малютка скоро заговорит. Ведь мама - это именно тот человек, которого кроха видит большую часть своего дня. Будьте более терпеливыми и радуйтесь каждому новому шагу, который делает ваше чадо еще ближе к заветной цели.
Быстрому обучению может поспособствовать не только гармония в доме, но и правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе, физическая активность и соблюдение всех правил гигиены. Помните: когда ребенок чувствует себя комфортно и ему не о чем беспокоиться - обучение продвигается с тройной скоростью!
Итак, теперь вы знаете, какие действия предпринять для того, чтобы любимый карапуз как можно быстрее сказал свое первое слово! Наберитесь терпения и следуйте инструкции и, возможно, уже совсем скоро вы услышите то самое заветное “мама” или “папа”.