Как мотивировать ребенка на учебу
Мотивация — тот элемент жизни, без которого невозможно реализоваться и открыть любые двери на пути к желаемому результату. Успешное обучение в школе — один из примеров, где только лишь благодаря мотивированности ребенок сможет достичь нужных высот, не травмируя при этом свою психику и не лишая себя других занятий в жизни.
Педагоги все чаще замечают, что в классах становится больше учеников, которые проявляют равнодушие и незаинтересованность к процессу обучения, и такой подход к знаниям волнует не только учителей, но и заботливых родителей, которые хотят вложить в головы своих детей максимум знаний для дальнейшей счастливой жизни. Именно поэтому вопрос о том, как смотивировать ребенка на учебу, встает так остро: способов много, но необходимо разобраться, какой из них наиболее эффективный и глубже понять саму природу незаинтересованности чада в учебе.
Почему у ребенка отсутствует мотивация к обучению?
В детском саду или каком-либо учебном заведении делают все возможное для того, чтобы развить в ребенке мотивацию к занятиям и облегчить ему процесс освоения нового материала. Но часто в этот процесс вмешиваются недочеты в родительском воспитании, которые снижают уровень мотивированности ребенка и тем самым деформируют его представление об учебе. Ошибки могут быть самыми разнообразными, и некоторые из них допускается неосознанно:
- Многие родители ошибочно полагают, что если их ребенок освоил все самые необходимые навыки для школы вроде чтения и письма, то этого будет достаточно для достижения больших результатов. Если ребенок интеллектуально развит и, например, способен заучить объемные стихотворения или высказаться на иностранном языке, это еще не означает, что психологически он сформировался также хорошо. Ведь мотивация может снизиться от того, что вместо приятных игр по возрасту малышу приходится зубрить новую информацию, как того хотят родители.
- Некоторым семьям кажется, что именно их ребенка стоит отдать в школу пораньше — ведь, по их мнению, он уже освоил все самые важные для начального образования умения. Но давайте вспомним про физическую и психологическую готовность малыша — их развитость не менее важна, ведь без нее адаптироваться к школьному графику будет непросто. Неподготовленный психологически ребенок будет быстрее уставать и тяжелее бороться с трудностями, что, безусловно, повлияет на силу его мотивированности.
- В попытках “выжать” из ребенка максимум усилий, некоторые родители совершают серьезную ошибку, предъявляя к малышу большие требования. Мамы и папы могут забыть о том, сколько лет их чаду, и начать упрекать его в излишней лени и низкой работоспособности. Что мы получим, если будем выстраивать коммуникацию подобным образом? Низкая самооценка ребенка и сомнение в собственных силах — то, что очень быстро погубит любой интерес к учебе. Ровно тот же принцип действует и у чрезмерной похвалы.
- Есть семьи, в которых структурированию обычного дня ребенка совсем не уделяется внимание. Такие дети живут без четкого режима: они не занимаются физической нагрузкой, занимаются учебой когда и где попало, мало проводят времени на прогулках. Малышам, привыкшим жить не по графику, сложнее выполнять просьбы преподавателя, соблюдать правила и нормы в обучении и поведении — в этом случае о формировании правильной учебной мотивации говорить затруднительно.
- Важной частью воспитания в ребенке мотивированности является создание четких единых требований, которые должен выполнять малыш. Например, если одно установленное правило будет противоречить другому, то малыш обязательно найдет способ уклониться от обоих и находить лазейки для того, чтобы пропускать учебу, не выполнять домашнее задание и многое другое.
- Неправильно сформированное отношение родителей к неудачам ребенка ведет к тому, что чадо замыкается в себе и теряет любой интерес к продолжению какой-либо деятельности. Например, когда семья начинает сравнивать его успехи с успехами других детей, при этом выделяя тот факт, что другие ребята справляются лучше. Нередкими бывают случаи, когда домочадцы высмеивают ошибки и недочеты в работе: плохой почерк или скорость чтения, ошибки в словах и многое другое. Особенно резко это воспринимается ребенком в тех случаях, когда замечания произносятся в присутствии других детей, например, друзей или одноклассников.
- Наказания любого рода, в том числе и угрозы, вместо того, чтобы помочь ребенку разобраться с проблемой и поговорить с ним обо всех трудностях, также приводит к тому, что малышу больше не хочется учиться — он боится негативных последствий, поэтому замыкается в своих страхах.
- Негативная обстановка внутри семьи. Если между домочадцами произошел разлад, нередки ссоры и скандалы, то эмоциональное состояние ребенка быстро выходит из нормы. Если школьник, особенно в младших классах, постоянно находится в плохом настроении и напряжении, то это очень скоро скажется на учебе: он не сможет стремиться к получению хороших оценок и к наращиванию своей успеваемости.
- Ученики, которые имели низкую социализацию в дошкольном возрасте, например, не посещавшие детский сад, часто имеют проблемы с выстраиванием отношений со сверстниками, самоконтролем и поведением в группе людей — таким детям тяжелее настроиться на учебный лад и выработать мотивированность в обучении.
- Несоответствие ожиданий родителей и желаний ребенка. Нередки случаи, когда мама с папой, порой даже непроизвольно, проецируют свои детские мечты на своих маленьких детей. Кто-то хочет видеть свое чадо великим музыкантом, кто-то спортсменом или врачом, забывая при этом о том, чего хочет сам ребенок и о каких стремлениях действительно стоит вести диалог с ним. Возлагая на малыша слишком большой объем работы, которая ему абсолютно не интересна, вы просто убиваете в нем любое желание учиться по вашим правилам. Попробуйте поговорить со своим чадом и выработать стратегию обучения, которая поможет реализовать все его мечты и желания.
С чего начать развитие мотивации к учебе?
Процесс возвращения к ребенку мотивации, которая позволит начать лучше и успешнее учиться, очень долгий и базируется на трех самых важных правилах, соблюдать которые необходимо каждому родителю.
- Уделяем внимание содержанию. В первую очередь после того, как ребенок не выполнил требование родителя, второй ищет способ, как лучше воздействовать на малыша и добиться выполнения нужного задания. Этот подход нельзя назвать правильным, и вместо него следует внедрить в воспитание другую схему: подумайте над тем, насколько высокую важность имеет ваше требование и разумно ли заставлять ребенка делать то, что, на самом деле, не критично. Например, когда вы просите свое чадо не шуметь, вспомните о том, что это абсолютно нормальная особенность его юного возраста, а вовсе не желание вас не слушаться;
- Учимся сотрудничать. Очень часто встречающаяся проблема в отношении родителей и детей — это отсутствие общения “на равных”, в котором сотрудничеству уделяется одно из центральных мест. С увеличением возраста ребенка потребность в общении и обсуждении всех проблем возрастает. Вы должны научиться строить грамотный диалог с детьми: подросткам очень не нравится, когда с ними обращаются, как с малышами и отбирают важное для них право голоса. Говорите с ними также, как со взрослыми: выслушивайте, интересуйтесь его желаниями, мечтами и стремлениями — так ребенок будет чувствовать себя увереннее и обязательно найдет вдохновение для большей мотивации;
- Предоставляем свободу выбора. Малышу важно чувствовать, что он играет важную роль в принятии решений и что его чувства и предпочтения важны для родителей. Как только он поймет, что является неотъемлемой частью важных процессов, то уровень ответственности за свою часть деятельности повысится. Каждый раз, когда вы замечаете недостатки или ошибки в его работе любого типа, обсуждайте причины такого поведения, спрашивайте, почему все привело к тем или иным последствиям.
Способы вызвать интерес ребенка к учебе
Ошибочно полагать, что только профессиональные педагоги и психологи способны вернуть интерес ребенка к учебе. Без правильной атмосферы в самой семье качественного результата не достичь, поэтому очень важно, что именно родители прикладывали к этому процессу максимум усилий. Только комплексный подход, в котором над мотивированностью ребенка работают как педагоги, так и семья, дает отличный результат.
Родитель как пример для подражания
У любого школьника есть предметы, в изучении которых он чувствует себя комфортно, и есть те, которые не просто не даются, а вызывают отвращение и неприязнь. Часто таким занятием является чтение, которое не по душе многим ученикам младшей школы. Для того, чтобы преодолеть эту незаинтересованность, полезно будет стать хорошим примером читающего человека или даже целой семьи. Пусть мама и папа активно проявляют и показывают свою любовь к чтению, делая это в увлекательной игровой форме: можно устраивать коллективные зачитывания интересных рассказов, викторины по этой теме, конкурсы на лучшие стихотворения с приятными призами. Чем интереснее метод освоения определенного предмета, тем выше у ребенка становится мотивация его изучать.
Совместные интересы
Когда родитель знает, чем увлекается и что интересно его ребенку, то становится намного проще развивать знания и навыки, с этим связанные. Так, если малыш с ранних лет любит животных, природу и все, что с этим связано, то маме с папой становится более понятно, как развиваться в сфере природоведения. Артистичных малышей, что с удовольствием посещают кружки, связанные с творчеством, намного проще будет научить красивому чтению стихотворений и рисованию на уроках. Родительское внимание к мелочам играет большую роль на стадии развития правильной мотивации — прислушивайтесь к интересам своего ребенка, и вы сможете помочь ему с большим желанием осваивать новые знания.
Общение с другими детьми
Предельно ясно, что ребенок должен общаться только с теми людьми, что ему интересны и приятны. Но несомненным плюсом будет, если компания, в которой общается ваше чадо, мотивировала его на совершенствование своих знаний и навыков. Лучше всего это осуществимо в той среде, где люди объединены общими интересами: в секциях, кружках, школах дополнительного образования — там ребенку будет на кого равняться, стараясь достичь большего.
Правильная реакция на успехи ребенка
Пусть каждый раз, когда ваше чадо достигает успехов в обучении, решает правильно задачку или грамотно использует новое знание, он видит, какая положительная реакция и радость за него исходит от родителей. Старайтесь вместе учиться и открывать все новые и новые знания, после чего вместе радоваться общему успеху. Старайтесь как можно выразительнее выделить тот факт, что полученного результата вы вместе достигли только с помощью новых знаний.
Заботливый и чуткий родитель, который готов потратить массу усилий для того, чтобы вернуть своему ребенку мотивацию к учебе, способен достичь любых целей — нужно лишь выполнять простые правила, которые описаны в статье. Главное, что следует помнить — в любом деле нужна регулярность работы и правильная настойчивость и дисциплина. Развивая мотивированность к обучению у дошкольника и поддерживая ее на протяжении всей учебы, вы открываете ему дорогу в будущее, в котором он сможет легко и профессионально использовать все знания, что преподавали ему в школе.