Что должен уметь и знать ребенок в 1 год
Родители маленьких крох не понаслышке знают, как быстро летит время. Казалось бы, только вчера вы впервые положили малыша в его кроватку, а сейчас он уже отмечает свой первый день рождения. Именно в это время, как правило, родители начинают знакомить своих дочек и сынишек с другими детками, оценивать и сравнивать навыки и темп развития своего крохи. Вследствие этого пап и мам нередко начинает тревожить вопрос: “владеет ли мой ребенок всеми навыками, необходимыми для его возраста?".
В этой статье мы расскажем, что должен уметь и знать ребенок в 1 год, а также попробуем удовлетворить информационные запросы большинства родителей. Стоит сразу отметить то, что каждый малыш по-своему уникален и обладает индивидуальными качествами характера и способностями, а значит, его процесс познания мира может отличаться от развития мальчика из соседнего подъезда. И в этом нет ничего страшного! Поэтому, сегодня мы поговорим не о строгих правилах и нормах, а о неком усредненном наборе умений, большинство из которых должны быть подвластны вашему ребенку при преодолении годовалого рубежа.
Первые способности
Несмотря на то, что маленький член семьи имеет поддержку родителей и не испытывает дефицита любви в свой первый год, на начальных этапах знакомства с новым миром ему приходится очень нелегко. Столько всего нового и непонятного ему предстоит постичь! К двенадцати месяцам своего пребывания рядом с мамой и папой малютка приходит с багажом определенных навыков, от которых во многом будет зависеть процесс его дальнейшего развития:
- удерживать в поле зрения движущийся объект, следить за ним продолжительное время (может ли ваш малыш сосредоточиться на наблюдении за разъезжающим по квартире паровозиком?);
- реагирует на звуки, различает их и интересуется;
- смеется и улыбается в ответ на доброжелательное отношение близких;
- умеет самостоятельно держать голову в вертикальном положении;
- может изменять позы во сне и при лежании в коляске, самостоятельно переворачивается на животик и спинку;
- “отбирает” у вас бутылочку или ложку, тянется за игрушкой;
- может сидеть на стуле или кровати без поддержки взрослых;
- осваивает прогулки на улице.
Развитие организма
К двенадцати месяцам ваш кроха должен иметь некоторые показатели правильного физического развития. Например, в годик малыш уже может уверенно сидеть, стоять (опираясь на какой-либо предмет, стену или родителя), быстро ползать и самостоятельно вставать на ножки из любой позы.
Не тревожьтесь, если ваша дочка или сын не начали ползать, хотя уже “положено”, некоторые малютки пропускают этот этап. Как правило, не ползают те малыши, которые сразу научились уверенно стоять на ногах, и поэтому, выбрали для себя более сложный способ передвижения. Такие детки очень любопытны и активны, их развитие может протекать значительно быстрее, чем у сверстников, ведь главному навыку одногодки они уже научились. Они с легкостью приобретают новые физические навыки, отличаются ловкостью и энергичностью.
Если же ваш малыш не наделен гиперактивностью - не переживайте! С ним все в порядке и развивается он по всем нормам. В таком возрасте большинство детей уже умеет:
- перевдигаться стоя вдоль опоры;
- ползать по лестничным ступеням (самостоятельно взбираться и спускаться);
- забираться на диваны, кресла, стулья и другие предметы, находящиеся на возвышенности, без помощи взрослых;
- самостоятельно сползать вниз с самых простых лестниц, а также с диванов, кроватки или порожек.
-
Обратите внимание!
Не забывайте подальше убирать электрические приборы, когда ребенок находится в доме. А также, не оставляйте малыша одного наедине с розетками, инструментами и легкоразбиваемыми предметами.
Лучше соблюдать правила безопасности повсеместно. Это поможет предотвратить ужасные последствия и несчастные случаи, спровоцированные вашей невнимательностью. Годовалый ребенок очень любопытен, его может заинтересовать, казалось бы, обычная вещь. Например, ваза, стоящая на подоконнике. Ваш малыш может проявить сообразительность и подставить к окну стульчик (или накидать на пол подушек/одеял), завладев таким способом вожделенным предметом.
Большую роль в формировании физических способностей у ребенка играет самостоятельность. Если вы хотите, чтобы ваш кроха скорее сделал первые шаги, а позже, уверенно шагал вам навстречу, то не стоит постоянно брать его на ручки, особенно, когда на то нет необходимости. Конечно, это не значит, что теперь вы не можете даже обнять своего ребенка. Он все также нуждается в вашей любви и ласке, однако, позвольте ему самостоятельно добраться до комнаты или кухни, даже если на это уйдет много времени.
Тот же принцип работает и во время прогулки. Малютка пытается самостоятельно забраться в песочницу? Не стоит вмешиваться, переносить ребенка через препятствие. Вы можете обеспечить ребенку “страховку”, однако, осуществить задуманное он должен исключительно своими силами.
Развитие моторики
Один год - самый подходящий возраст для расширения кругозора и активного изучения окружающего мира. Малыш пробует все на вкус и ощупь, ему интересно устройство его игрушек. Кроха с удовольствием собирает простые конструкторы, щупая каждую деталь.
Для годовалого малыша характерны следующие навыки:
- легко собирает и разбирает двух-трехколечную пирамидку;
- может ставить кубики друг на друга;
- умеет распаковывать простейшие упаковки, снимать крышки и открывать коробки, может положить в коробочку какой-либо предмет и снова закрыть ее;
- осваивает сложные игрушки: может сортировать фигурки по их форме и проталкивать в крышку с соответствующими отверстиями;
- кушает ложечкой и пьет из чашки;
- “ухаживает” за игрушками: причесывает куклу, кормит или укладывает спать плюшевых зверей;
- играет со своей одеждой (завязочками, пуговицами, шнурками и т.д.);
- держит игрушку одной рукой, может перекладывать ее из одной руки в другую;
- может держать небольшие предметы большим и указательным пальцами;
- приводит предметы в движение: катит коляску или машинку, толкает мяч;
- подбрасывает и ловит легкие мягкие предметы (мячик, мягкие игрушки и др.);
- способен открыть дверцу комода или выдвинуть ящик, достать свои вещи, закрыть комод;
- пытается повторить действия других детей (возможно, более взрослых);
- подражает родителям (например, тянется к папиным инструментам или маминой косметичке, играет с кастрюлями и прочее.
Эмоциональное развитие
- Когда возраст ребенка приближается к году, он все больше стремится выражать эмоции с помощью мимики, звуков, смеха, а не просто плача;
- Малютки учатся выражать свои чувства тактильно, они уже могут обнять и поцеловать родителей, жалеть и хвалить игрушки;
- У крохи начинает формироваться индивидуальный “язык тела”. Родственники и родители, как правило, лучше всего знают своего малыша, и поэтому, с уверенностью могут определить по жестам его потребности и намерения, с “чужими” людьми малыш все еще может быть замкнут и робок;
- Малютка легко узнает членов своей семьи, может определить их на фотографии или в кругу других людей, ребенок также уже имеет представление о некоторых животных, он может отличить на картинке кошечку от кролика, например;
- Годовалый малыш уже начинает проявлять интерес к цветным книжкам, он даже может самостоятельно перелистывать странички. Однако, стоит отметить: в таком раннем возрасте литературой интересуются далеко не все детки, а значит, не нужно принуждать сына или дочь к игре с книжками;
- Кроха уже умело проявляет эмоции разного характера. Он ярко выражает радость (например, вскрикивает и смеется, когда получает новую игрушку или сладости), а также страх и обиду (может заплакать, когда к нему обращается незнакомый человек, хмурится на запреты родителей);
- Малыш хочет быть максимально похожим на своих родителей, он копирует мимику (ведь в свой годик он уже способен различать выражения лица) а также интонацию (пусть, говорить он пока не может, но кроха будет издавать звуки, пытаясь передать тональность, услышанную от родителей);
- Дочка или сын уже способны выполнять несложные поручения. Например, “дай мне медвежонка” или “покажи на картинке слоника”. Эти навыки достаточно быстро развиваются у одногодок, так что вам нужно лишь несколько раз поиграть с ребенком в такую незатейливую игру;
- Малыш уже может показать родителям свой первый танец, он улыбается и приплясывает под музыку, которая ему нравится, а также учится потихоньку подпевать детским песенкам. Если ваш кроха еще не открыл в себе танцевальные способности - покажите ему пример, и тогда малыш быстро освоит новое интересное развлечение;
- Осваивает легкие подвижные игры, учится играть в “ку-ку”, закрывая лицо ручками, хлопать в ладошки и др.;
- Уделяют внимание своему отражению в зеркале, могут махать руками, “разговаривать” с ним, крутиться и рассматривать себя.
Вот такой масштабный список у нас получился, но даже здесь указаны далеко не все навыки годовалого малыша. Развитие крохи и набор его умений зависят исключительно от его окружения. Один годик - самый удивительный и интересный возраст детства, в это время малыш способен на удивительные открытия. Родителям достаточно лишь уделять внимание физическому и психологическому развитию своего малыша, а также подкреплять результат собственным примером. Вот увидите, воспитываясь в такой атмосфере, ребенок уже скоро удивит вас своей сообразительностью!
Особенности речи
В годик малыш уже в состоянии понимать, что хочет от него мама, произнося те или иные фразы. Кроха хорошо определяет интонацию родителя. Расширяется пассивный словарный запас малыша, т.е. список слов, которые он правильно понимает. Некоторые слова малыш уже способен произнести (около 3-9). Обычно в список таких слов входят самые распространенные и несложные конструкции, которые малыш слышит дома каждый день.
Сокращение слов или произношение некоторого звукового фрагмента и звукоподражание тоже можно назвать сформировавшимися элементами речи малыша. Например, “ку-ку” - это птичка, и родители крошки точно знают, что если ребенок кричит “ку-ку”, значит, он хочет показать маме и папе увиденную птицу.
А чему еще научилась ваша крошка за первый год своей жизни?
- Отдельными словами обозначать человека или животное, различать лица и ориентироваться в самых распространенных видах зверей (мама, ма, па, папа, му-му, ав);
- Повторять определенные действия по просьбе: улыбаться, топнуть, станцевать и прочее;
- Откликаться на свое имя, хотя бы частично выговаривать его;
- Пытаться запомнить и воспроизвести новые слова;
- Разбираться в понятиях “можно” и “нельзя”, правильно понимать эти слова.
Если постоянно разговаривать с малышом, то ваш сыночек или дочка заговорят куда быстрее сверстников, их речь будет более живой и наполненной. Вы можете учить малыша новому слову, медленно произнося его, разделяя на слоги, побуждая ребенка повторить услышанное. Такие занятия не пройдут даром, и уже совсем скоро ваш малыш заговорит с вами!