Как научить ребенка писать?
Рано или поздно для каждой семьи настает время подготовки ребенка к школе. Этот процесс включает в себя множество элементов, без которых возможна успешная учеба в первом и последующих классах. Одним из самых сложных навыков по праву считается письмо — если торопиться и делать все без четко выстроенных инструкций, можно допустить массу ошибок, которые в дальнейшем придется исправлять.
Многие семьи спешат как можно раньше помочь освоить малышу все навыки, необходимые в школе, при это часто не замечая того, что ребенку еще рано вдаваться в такие сложные темы, как письмо. Очень важно в первую очередь убедиться в том, что ваш малыш готов к тому, чтобы изучать непростой для него материал. Специалисты рекомендуют все-таки не торопиться с обучением письму, так как чадо обязательно столкнется с ним в школе, где преподаватель профессионально преподнесет весь необходимый материал.
Но стоит учесть, что заниматься с дошкольниками в этом направлении все же нужно: стоит помочь им развить моторику и другие умения для того, чтобы в школе их почерк был красивым и аккуратным. А как известно, в младших классах это умение очень ценится, и ни одному учителю не понравятся неопрятные тетрадки с плохим письмом. Поработать над красотой почерка можно и в младших классах, с первого до четвертого, а можно и заранее развить все необходимые навыки, влияющие на его красоту.
Что влияет на красоту почерка?
Прежде всего вы должны понимать, что темп обучения зависит от индивидуальных психофизических особенностей ребенка. Если принимать их во внимание, то для каждого малыша подход будет свой: кому-то можно начать обучение в пять лет, а кому-то в семь, начинать подготовку также можно с различных тем, и стиль процесса обучения тоже регулируется под ребенка: для более маленьких учеников проще будет изучать новое в игровой форме. Не забывайте, что любой новый навык должен осваиваться ребенком осознанно, исходя из возраста и способностей. Если вы чувствуете, что малыш еще не готов к непосредственно самому письму, то начните с развития самых необходимых умений, которые в будущем позволят ему писать опрятно и аккуратно.
Развитие моторики
Умение писать основывается на хорошо развитой мелкой моторике рук. Ребенок с хорошей моторикой ловчее и быстрее управляется с письменными принадлежностями. Этот навык важен, потому что развитые мышцы рук непременно пригодятся ребенку в школе, где количество нагрузок будет немалым. Оттачивается скоординированная работа рук и глаз с помощью специальных упражнений и игр.
Самыми лучшими и интересными для ребенками упражнениями станут лепка из пластилина, теста и глины, рисование и раскрашивание с помощью различных материалов, создание аппликаций из бумаги, собирание пазлов, развивающие игры с крупой, бусинами и разнообразными фактурами, собирание конструкторов и многое другое.
На просторах Интернета и в магазинах можно найти массу методической литературы с упражнениями и задачками на развитие моторики рук. Помните, что работая над ней, вы развиваете не только навыки письма, но и говорения, мышления, ловкости и запоминания — ведь с помощью таких игр активизируется работа лобных и височных отделов мозга.
Правильная осанка
Следует научить ребенка правильно сидеть за столом как можно раньше, еще до того, как он начнет осваивать написание букв — иначе он будет отвлекаться на письмо и забывать про осанку. Поза действительно влияет на почерк: согласитесь, ведь если ребенок развалился на парте или согнулся сильнее нужного, то вряд ли ему будет удобно выводить красивые буквы. Правильная поза во время письма должна выглядеть следующим образом:
- Ребенок сидит прямо, не опираясь грудной клеткой на стол. Плечи расположены ровно, на одном уровне. Голову необходимо совсем немного наклонить вперед. Между столом и глазами должно быть расстояние не менее 30 сантиметров. Локти немного выступают за край стола, а сами руки лежат на нем. Ноги тем временем должны стоить на полу и быть согнуты под углом 90 градусов.
Помимо этого, есть куда более важная причина того, чтобы держать правильную осанку во время письма. Сидение в согнутом положении приводит к нарушению кровообращения, задержке развития грудной клетки и искривлению позвоночника. Именно поэтому, каждый раз, когда малыш садится за стол, будь то написать что-то или пообедать, контролируйте положение его тела.
Выбор письменных принадлежностей
Если вы все же решили обучать малыша письму, то начните делать это с помощью карандаша. Очень важно в начале обучения уберечь ребенка от стресса и сделать занятия такими, которые будут приносить положительные эмоции. А первые буквы — это всегда сложности и неизбежные ошибки, которые можно исправить с помощью ластика и дать малышу возможность попробовать еще раз.
Далее, когда ребенок немного окреп в написании букв, можно переходить на ручку, выбрать которую — целая задача. Рынок предлагает большой их ассортимент: шариковые, гелевые, с разной толщиной стержня и материалом корпуса, с самыми разнообразными дизайнами и фактурами. При выборе ручки руководствуйтесь следующими правилами:
- Правильная ручка должна в первую очередь подходить под физиологические особенности детской руки. Поскольку кисти еще маленькие и не окрепшие, использовать массивные тяжелые письменные принадлежности не рекомендуется.
- Остановите свой выбор на ручках с шариковым стержнем, так как гелевые царапают бумагу и размазываются по ней.
- Выбирая толщину стержня, предпочтение отдайте тому, что пишет тонко. Перед покупкой ручки обязательно проверьте ее в магазине и убедитесь в том, что она легко скользит по бумаге, а буквы получаются аккуратными и с тонкими линиями.
- Поскольку ребенку еще тяжело справляться с ручкой и уверенно держать ее в руке, откажитесь от тех вариантов, корпус которых целиком сделан только из металла или пластика. Подберите такую ручку, в центре которой будет специальная накладка из резины, дополненная ребристой поверхностью — она позволит ребенку крепче держать инструмент в руках.
Захват ручки
Для красивого почерка необходимо освоить правильный захват карандаша, а затем и ручки. Писать можно и тем способом, которым ребенку будет удобнее, но только от этого пострадает скорость письма и, возможно, аккуратность почерка. Теперь важно понять: а правильно — это как?
-
Ручка должна лежать на среднем пальце и удерживаться подушечкой большого, а сверху прикрываться указательным. Мизинец и безымянный тоже задействованы в процессе: они служат своеобразной опорой и, согнутые, скользят по бумаге во время письма.
Начинать учиться правильно держать письменные принадлежности можно со специальных трехгранных карандашей, которые нагляднее всего продемонстрируют ребенку правильную позу руки. Позже можно перейти на круглые карандаши и ручки, используя для них специальные насадки, регулирующие положение руки во время письма. Старайтесь использовать их только для самых маленьких детей, а в более взрослом возрасте ребенок должен сам научиться захватывать письменный инструмент.
Показывайте ребенку, как вы сами держите карандаш и попросите его повторить движения. Для простоты можно отметить с помощью фломастера места на детских пальцах, в которых должен располагаться инструмент. Для более понятного освоения позы руки во время письма есть хороший трюк: возьмите карандаш, используя указательный и большой палец. Держитесь за него в том месте, где перед пишущей частью заканчивается краска. Теперь второй свободной рукой ухватитесь за противоположный край карандаша и переверните его.
Каждый раз, когда вы видите, что детские пальцы съезжают, образуя неправильную позу, поправляйте их — иначе ребенок привыкнет держать предмет неправильно.
Учим ребенка писать с помощью классических методик
Как только ребенок освоил все основные правила работы за столом и с письменными принадлежностями, а также понял, зачем ему обучаться письму и почему это так важно, можно переходить к проверенным методам обучения, каждый из которых непременно даст хорошие результаты. Выбрать можно как несколько способов, так и действовать строго по одному.
Линейный метод
Здесь важно соблюдать пропорции и размеры букв: высоту и ширину, расстояние между символами. Отлично помогают в этом деле тетради с разлиновкой в клетку или косую линейку, которые помогают соблюдать все стандарты написания букв. Этот способ можно применять и для написания цифр.
Копировальный способ
Этот способ помогает исправить недочеты в почерке или освоить нужный стиль письма. Для способа используются специальные пособия, в котором буквы обозначены точками и пунктирными линиями. Такое механическое упражнение позволит отработать технику письма и научит малыша писать сложные цифры.
Применение генетического метода
С помощью такого метода написание букв осваивается постепенно, начиная от самых простых вроде “О” и заканчивая сложными, как “Щ”. Этапами ребенок будет продвигаться к самым трудным темам. Такой способ часто используется педагогами, которые работают с детьми с особенностями развития.
Ритмичный способ
Его еще называют тактическим. Он нацелен на то, чтобы повысить темп написания букв. За основу обучения берется ритм, под который нужно успевать написать необходимые символы. Метод очень эффективный и позволяет отточить и закрепить уже имеющуюся базу знаний в написании букв. Многие дети воспринимают эту методику как игру, за счет чего у них повышается интерес к занятиям и начинается своеобразный соревновательный момент. Чем больше вы занимаетесь, тем сильнее можно повышать заданный ритм, усложняя ребенку задачу. Благодаря этому методу дети пишут уверенно и быстро.
Метод Карстера
Заниматься, применяя эту методику, можно только с теми детьми, которые уже успели достигнуть хороших результатов в письме и готовы усложнить уровень упражнений. Ребенок должен не просто уметь писать буквы, но и соединять их в слова и даже предложения. Методика развивает работу кисти и пальцев, их плавность и точность движений.
Метод представляет собой прописывание упражнений-расчерок, которые развивают свободу письма и умение пользоваться пространством листа. Ребенок прописывает 19 элементов в крупном плане, затем пишет буквы, которые связаны специальными штрихами, а затем пишет слова без каких-либо вспомогательных линий. С помощью метода Карстера можно исправить некрасивый почерк и сделать его каллиграфическим.
Работа с прописями
Прописи можно назвать обязательным этапом освоения навыка письма. Обучение необходимо начинать с самого простого, и это даже не буквы, а отдельные их элементы: крючки, хвостики, всевозможные линии. Только после того, как малыш отработал и научился писать каждый элемент в отдельности, можно начинать соединять их в буквы. Например, учимся писать букву “А”. В прописи она выглядит, как “О”, только с добавлением крючка справа. Регулярные занятия с прописями очень быстро принесут результаты в письме, ведь такие обучающие книжки содержат в себе массу интересных заданий, каждое из которые необходимо отработать и освоить:
- дорисуй узор;
- срисуй с образца;
- соедини точки;
- дорисуй по клеточкам;
- выполни штриховку;
- раскрась нужный элемент;
- назови слово на определенную букву и многое другое.
Письмо осваивается исключительно комплексно, поэтому очень важно развивать не только навыки написания букв, но и внимательность, работу мышц, зрения и ловкость. Проследите, чтобы каждое из умений выполнялось малышом по строгой технологии, тогда нужные результаты будут достигнуты очень скоро.