Ребенок не говорит в три года
В современном мире все только то и делают, что пытаются навешать ярлыки и указать свои близким, друзьям, порой даже совсем чужим людям, как им нужно жить. Что правильно делать, а чего не стоит. Советуют, потому что знают, как тебе лучше. Но правильно ли это? Кому как ни нам самим известно, как сделать лучше себе, своим близким и детям? Ведь многие, наслушавшись мнения со стороны, очень часто недооценивают даже собственных детей. А если они еще и чем-то непохожи на соседских, то и вовсе сочтут за неполноценных. И стоит ли тогда ребенку разговаривать с такими родителями?
Особенно часто, под осуждение злых языков, попадают молодые мамы. Которые, по мнению людей постарше и опытнее, как-то не так воспитывают своего малыша. И поэтому он не похож на других. Слишком худощавый, либо наоборот, слишком полный, плохо сидит, ходит, ест и так можно продолжать до бесконечности. А если ребенок, например, трехлетнего возраста не разговаривает, то он обязательно больной или с отклонениями. И виноваты конечно же родители. Это норма или срочно нужен врач?
Общепринятые нормы развития ребенка до трех лет
Существуют определенные общепринятые нормы развития ребенка, чему он должен научиться к трехлетнему возрасту.
- Свободно разговаривает, употребляя в разговорной речи от 500 до 1500 слов. Это полноценные предложения, может знать наизусть небольшие стишки, называть свои имя и фамилию, с легкостью описывает изображения на картинки, как рассказ, четко отвечает на вопросы, ведет осознанный диалог;
- Развивает причинно-следственные связи. То есть, исходя из своих наблюдений, уже может делать определенные выводы или догадки. Возможно, анализируя пересказы старших — вырисовывать свою картину действий. Вспоминать, что было несколько дней назад. Умеет на пальцах сосчитать до 5, различать единственное и множественное число и форму предметов;
- Успешно разрабатывает моторику рук. Ребенок может лепить фигурки из пластилина, выбирать по одному маленькому предмету, нанизывать бусинки на нитку, строить пирамиды, собирать небольшие пазлы, аккуратно обращаться с ножницами и бумагой;
- Осваивает бытовые навыки. Самостоятельно, к 3-х летнему возрасту, малыш умеет делать множество бытовых действий: одеваться и раздеваться, учиться завязывать шнурки, чистит зубы, умывается и вытирает испачканное лицо салфеткой, умеет кушать ложкой иногда и вилкой, расставляет свои игрушки по местам;
- Совершенствует навыки опорно-двигательного аппарата. Смело и уверенно бегает, прыгает, кувыркается, ходит задом-наперед. Без проблем поднимается по лестнице, на горку и с горки, может по-долгу скакать на одной ноге и кататься на трехколесном велосипеде. И девочки, и мальчики могут играть в мяч. Для поддержания и развития физического созревания могут заниматься с тренером плаванием;
- Увеличивает круг своего общения, приспосабливается к социуму. К трем годам, дети начинают активно знакомиться и общаться со своими сверстниками. Играть с ними в разные игры и удерживать свое внимание на одной цели на протяжении 5-10 минут. Может различать, какие действия для него опасны и избегать их. При разговоре употреблять в лексиконе слова благодарности, вежливости и приветствия.
Причины, почему ребенок в три года не говорит
Причин, по которым у ребенка происходит задержка разговорной речи — три:
-
психологические (неблагоприятная обстановка в семье, не соответствующее воспитание, неправильное общение и рукоприкладство. Ребенок пережил сильный стресс или испуг. Подобное обращение с ребенком приводит к тому, что он закрывается от всех в своем собственном мире);
физиологические (нарушение органов слуха, болезни артикуляционного аппарата, которые передались по наследству и расстройство работы центральной нервной системы. Все эти заболевания и нарушения ведут к задержке речи малыша. Сюда же стоит отнести недоношенность малютки, и как протекал процесс созревания и развития в утробе матери. Вредные привычки, несоблюдение здорового образа жизни и нестабильное психологическое состояние матери также могли нарушить становление плода и развитие речи);
социальные (относят как залюбленность ребенка, когда родители увлекают в гиперопеку, не давая крохе полноценно и самостоятельно познавать мир, так и безответственное отношение. Родители не обеспокоены здоровым развитием и пускают все на самотек, а малышу хорошо и так).
Не торопитесь самостоятельно ставить своему ребенку неоправданный диагноз и назначать самолечение. Подробно изучите специфику поведения, психологию поступков. При возникновении сомнений, если ваше материнское сердце подсказывает, что стоит обратиться к специалисту — обращайтесь.
Что делать, если ребенок не разговаривает в три года
Стоит отметить, что здесь нужно соблюдать золотую середину: не паниковать раньше времени, но и не запустить до осложнений.
Что может послужить тревожным звоночком:
- нулевая реакция на происходящее вокруг ребенка;
- отсутствие мимики при виде взрослых (нет улыбке, не издает никаких звуков);
- до 7 месяцев у малыша нет в речи повторяющихся слогов;
- ребенок не повторяет за вами звуки, слоги или слова;
- очень маленький словарный запас в 2,5 или вообще его отсутствие;
- заметные нарушения ЦНС и наследственные заболевания.
Для того, чтобы безошибочно определить причину молчания и определиться с методами лечения — нужно обратиться за помощью к специалистам и провести комплексное обследование. Пройдя осмотр и проконсультируясь у таких врачей, как педиатр (проведет общий осмотр и выявит отклонения в общем развитии, если таковы имеются), психолог (разберет, по годам ли развивается ребенок, наличие страхов и стресса), психиатр, невролог (определит, есть ли у ребенка неврологические отклонения), лор (выяснит, нет ли проблем с органами слуха и речевым аппаратом), логопед-дефектолог (сделает тестирование, благодаря которому можно будет сказать на каком уровне развивается речь ребенка). Возможно придется сделать МРТ головного мозга. Таким образом, можно выявить точные причины неразговорчивости и узнать, как правильно их следует устранять.
Виды патологий неговорящего 3-х летнего ребенка
По физиологическим причинам различают несколько видов патологий, связанных с задержкой развития речи.
Дизартрия — расстройство произношения, связанное с плохо проработанными мышцами речевого аппарата в связи с отклонениями в работе центральной нервной системы. Проявляется заболевание в виде задержки дыхания, нечеткости речи или полного ее отсутствия. Если форма более сложная, то лицевые мышцы ребенка либо слишком напряжены, либо совсем расслаблены.
Афазия — замедление развития речи на любом этапе. Например, ребенок связно и четко говорил, но вдруг замолчал или начал путать слова, и бессвязно разговаривать. Это связано с нарушением участков мозга, ответственных за речь.
Моторная алалия — патология, которая имеет двуличный спектр воздействия. Ребенок может не говорить совсем, а может просто путать окончания слов. Характерные признаки сложной формы моторной алалии: полное отсутствие речи, плохо развитая мелкая моторика рук и координация движений, наблюдается нарушение мышления и памяти. Данное заболевание развивается вследствие нарушения речевых мозговых клеток или в замедлительном их развитии. Возможно, мать, будучи в положении злоупотребляла вредными привычками, которые сказались на здоровом становлении организма плода.
Сенсорная алалия — разновидность речевой патологии, при которой у ребенка хороший слух, но совсем отсутствует понимание и адекватное восприятие речи другого человека. Он не понимает смысла слов и сам может говорить бессвязной речью. Также часто наблюдается раздражительность, негативное отношение к происходящему и нарушения моторики рук.
Аутизм — психологическое и психическое отклонение, при котором наблюдается нарушение в разговорной речи, поведении и социальном развитии. Малыш совсем не интересуется тем, что происходит вокруг него и предпочитает уединение.
Советы ведущего педиатра страны Е. Комаровского
Благодаря своему многолетнему опыту в оказании помощи, развитии и лечении ребенка, доктор и педиатр Евгений Комаровский получил признание не одного миллиона мам и пап.
Что рекомендует, Е.Комаровский делать, если ребенок 3-х лет не говорит?
Причиной задержки развития речи, по мнению Е.Комаровского, являются несколько разрушительных факторов с родительской стороны:
- ребенок не получает должного внимания;
- родители не занимаются воспитанием;
- не играют в развивающие игры, стимулирующие к общению;
- строго и грубо обращаются с малышом (рукоприкладство, крики);
- не поощряют маленькие победы;
- слишком много требуют, сравнивая с другими;
- основное время ребенок проводит за гаджетами;
- лишают самостоятельности, решая все за ребенка, а он потом теряется в обществе, не зная как себя вести, ведь раньше все делали за него.
В большинстве случаев, мамы или бабушки, торопят события называя ребенка отстающим в развитии. Большинство детей, развиваются в зависимости от домашней обстановки. Иногда она стимулирует, иногда подавляет желание действовать.
Неговорящий 3-х летний ребенок иногда действительно отстающий, а иногда причиной молчания является безответственность родителей. Но. И в первом, и во втором случае, вы должны понимать, что восстановление в ваших руках. Ребенок, хоть и маленькая, но личность. Со своими границами, желаниями и потребностями, которые нужно соблюдать и учитывать. И главное своевременно обратить внимание на реальные проблемы и на начальных этапах устранить и избежать нежелательных осложнений и последствий. А если же подобные нарушения выявлены, то наберитесь терпения к своим детям, и поэтапно решайте проблемы. И будьте снисходительнее к малышам.