Развитие мелкой моторики рук у детей. Упражнения
Каждый заботливый родитель знает, что у маленьких детей необходимо развивать мелкую моторику рук, но не каждый знает о том, насколько это важно и как влияет на общее развитие ребенка в будущем. Использование специальных упражнений и правил для моторики позволит вашему ребенку расти и развиваться правильно, в соответствии с возрастом.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика отвечает за способность людей выполнять разнообразные точные и мелкие движения кистями рук и пальцами, в том числе и на ногах. В этом процессе принимают скоординированное участие сразу несколько систем: костная, мышечная, нервная и даже зрительная. Что входит в это понятие? Сюда можно отнести любые жесты, начиная от самых простых, вроде хватания ладошкой игрушки и заканчивая сложными навыками письма и рисования. Мелкую моторику также можно обозначить более емким термином “ловкость”.
Моторика рук развивается у человека с самого его рождения: сначала ребенок просто разглядывает свои кисти и пальцы, потом начинает хватать предметы ладонью, а позже подключает к процессу большой и указательный палец, используя их при хватании. Со временем навыки управления руками становятся все более совершенными: малыш учится держать столовые приборы, карандаши и другие инструменты.
Важная деталь, о которой должен знать каждый родитель, это то, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Это объясняется тем, что речевой и моторный центры в мозге человека расположены рядом, и при стимулировании моторной части, под влияние попадает речевая - и начинает активизироваться. Это означает, что для полноценного развития навыков говорения у своего чада мало учить его говорить - не забывайте пользоваться упражнениями на развития ловкости кистей и пальцев. Хорошая ловкость у ребенка позволит ему выработать более красивый и аккуратный почерк, а также сформировать быструю скорость реакции.
От того, насколько хорошо развита мелкая моторика, можно сделать выводы о том, на каком уровне находится развитие ребенка, готов ли он к обучению в школе. Если навыки соответствуют возрасту, то это означает, что ребенок будет готов проявлять на занятиях необходимую внимательность, концентрацию и логику.
Нормы в развитии мелкой моторики у детей
Совершенно ясно, что каждый организм развивается индивидуально и по своему темпу. Но для каждого детского возраста существуют свои “требования” к моторным способностям, которые говорят о его достаточной развитости в этом направлении.
В дошкольном возрасте, начиная с трех лет, моторные навыки ребенка начинают становиться все сложнее и разнообразнее. Увеличивается количество манипуляций, которые ребенок должен выполнять, применяя согласованные действия руками.
В этом возрасте начинают появляться новые особенности, которые относятся к движениям руками:
- Пальцы начинают “слушаться” ребенка и движения становятся хоть немного похожи на те, что у взрослого человека.
- Все полученные в возрасте до трех лет навыки не уходят на второй план, а продолжают стремительно совершенствоваться.
- Дети уже умеют класть предметы на нужное место.
- При захвате теперь задействована не только ладонь, но и пальцы.
- Малыши учатся новым действиям, выполняемым с помощью рук: рисовать кружочки и линии, работать с ножницами и бумагой, самостоятельно надевать и снимать одежду.
- Развивается кинестетическое чувство, а вместе с ним к движениям рук подключается способность выполнять действия под контролем зрения.
Педагогами, физиологами и детскими психологами сформирован особый список, в котором перечислены все основные навыки и умения, освоение которых в возрасте от трех до пяти лет подтверждает правильное и своевременное развитие. К ним относятся:
- умение стучать предметом о предмет;
- умение брать пальчиками (большим и указательным) мелких круглых деталей, например, бусинок;
- создание рисунка на бумаге и его перечеркивание;
- умение вытаскивать из прозрачной банки нужные предметы;
- работа с кубиками: способность выстраивать мостики и башенки минимум из трех деталей;
- первые попытки рисовать прямую вертикальную линию, наклон в которой не будет превышать 30 градусов;
- срисовывание квадратов, крестиков, кружков;
- рисование человечка, который будет состоять минимум из трех деталей.
Эти нормы являются своеобразным стандартом необходимых моторных умений у детей в возрасте 4-5 лет. Если большинство этих умений без труда выполняются малышом, значит никакой дополнительной корректировки и работы не требуется: его мышление и двигательные функции в порядке. А если наблюдаются затруднения при выполнении подобных действий, необходимо провести более точную диагностику со специалистом и проработать все пробелы.
Отклонения в развитии детской моторики
Если мелкая моторика у ребенка в возрасте от трех до пяти лет развита недостаточно хорошо и не соответствует норме, то в его повседневной деятельности можно заметить следующие характерные отклонения от нормы:
- техника движений неправильная, с нарушениями;
- двигательные способности не выглядят достаточно развитыми: сила, скорость движений, координация и точность хуже обычного;
- проблемы с психомоторикой;
- элементарные действия, связанные с самообслуживанием, сформированы недостаточно хорошо;
- трудности в лепке, рисовании, создании аппликаций и поделок;
- неумение правильно держать письменные принадлежности и выбирать силу нажима на них;
- затрудненная работа с ножницами.
Если вы наблюдаете у своего ребенка в возрасте 4-5 лет навыки моторики, сформированные согласно вышеперечисленным пунктам, то прогресс в развитии у чада ниже, чем у детей с нормально развитой мелкой моторикой рук. Очень важно вовремя обратить на это внимание и взяться за исправление ситуации.
Определяем уровень развития мелкой моторики
Даже в домашних условиях можно провести диагностику, которая немного прояснит ситуацию с тем, как у вашего ребенка обстоят дела с развитием моторных навыков. Конечно же, точные результаты сможет сказать только лишь специалист в этой области, но провести ряд упражнений, которые помогут родителям лучше понять силу способностей ребенка, никогда не помешает.
- Потешки - это такие стишки для маленьких детей, которые помогают запоминать новые движения. Прочтите ему такое произведение, при этом выполняя простые запоминающиеся движения ладонями и пальцами, а затем попросите его повторить их наиболее точно вслед за вами.
- В следующем упражнении попросите малыша вытянуть руки перед собой - одна должна быть расправлена, а другая сжата в кулак. Пусть ребенок одновременно меняет положение кистей, а вы помогите ему в этом, выполняя задание вместе.
- Далее - учимся как бы шагать указательным и средним пальчиками по ровной плоской поверхности.
- Умение загибать пальцы рук по порядку, друг за дружкой, тоже очень важно. Начинаем с мизинца.
- Упражнение “щепоть-ладонь”. Пусть малыш соединит пальцы одной руки в щепотку, изображая птичий клюв. Вторую руку держим раскрытой и вертикально. “Клювом” стучим по второй руке, а потом меняем их местами.
- Одновременное разворачивание обеих рук в определенной последовательности: кулак - ребро - ладонь.
- Родители собирают пирамидку, разбирают ее при ребенке, а потом просят его собрать все заново. Тоже самое можно повторить с матрешкой.
- Обводим изображение по точкам, не отрывая карандаш от листа.
- Попросите ребенка раскрасить фигурки различными видами штриховки, не заходя за края изображения. Пусть это будут вертикальные, горизонтальные или волнистые линии.
- Срисовывание простых картинок: например, самого простого изображения домика с деталями. Ребенок должен максимально точно скопировать рисунок, не забывая изобразить элементы вроде трубы, двери и прочего.
После прохождения всех этих заданий, можно сделать выводы о развитости моторики у вашего ребенка. Для малыша в возрасте трех лет позволительно справиться с 30 процентами упражнений. А вот дети постарше, в возрасте пяти лет, должны выполнять около 80-90 процентов заданий. Если результат ниже ожидаемого, то следует больше заниматься с вашим чадом. В противном случае, это отразится на дальнейшем интеллектуальном и речевом развитии ребенка.
Упражнения для развития мелкой моторики
Для каждого возраста используются свои методики и техники развития мелкой моторики рук. В этом деле не стоит торопиться и выбирать более продвинутые способы - начать нужно с самого простого, и чем раньше, тем лучше.
От 0 до 6 месяцев
В этот период первых тактильных успехов малыш достигает самостоятельно. В три-четыре месяца он уже тянется к игрушкам, родителям, внимательно разглядывает свои руки. Задача семьи здесь - немного помочь ему лучше осваивать мир на ощупь.
Выполняйте аккуратный массаж рук малыша - разминайте и гладьте пальцы и ладони, немного крутите их, вкладывая в этот процесс максимум осторожности.
Отличной помощью в тактильном развитии станут игрушки, оснащенные ребристой поверхностью, которую интересно будет перебирать в руках и своеобразно их массировать.
Также можно давать ребенку подержаться за ваши большие пальцы и стараться легонько его приподнимать. Со временем его хватательные рефлексы улучшатся.
От 7 месяцев до 1 года
Здесь продолжаем отрабатывать упражнения, описанные ранее, добавляя новые, которые будут немного сложнее.
Универсальным средством развития моторики, которое подойдет любому ребенку, являются пирамидки. С помощью нанизывания фигурок на стержень в определенном порядке ребенок познакомится с величинами и отточит скорость выполнения действий. В эту же группу полезных игрушек отнесем конструкторы и кубики.
Игры с продуктами, которые найдутся дома у каждого, очень часто используются родителями: возьмите бобы, макароны, крупы и раскладывайте и перебирайте их вместе с ребенком. Главное - следите за тем, чтобы малыш не проглотил ничего лишнего.
Можно давать ребенку играться с разными типами тканей и материалов - пусть он изучит самые разнообразные тактильные ощущения, с которыми не сталкивался раньше.
От 1 до 2 лет
Продолжаем увеличивать количество упражнений и игрушек для развития моторики и усложнять задания, связанные с ними. Ребенок становится умнее и старше, поэтому со старыми игрушками необходимо придумывать новые развлечения, которые помогут развивать логику и продумывание действий.
Играйте с водой: попросите чадо перелить ее из одного сосуда в другой таким образом, чтобы потерять как можно меньшее количество воды.
Подключаем к игре бытовые предметы: прищепки, пуговицы, бусины.
Начинаем собирать простые пазлы и заниматься рисованием,создавать мозаики и аппликации.
От 2 до 3 лет
В три года ребенок уже настолько взрослый, что с ним можно играть в сложные детские игры, которые требуют от чада внимательности, сосредоточенности и проявления ответственности.
Любимым множеством детей остается занятие лепкой. Чаще всего это разноцветный пластилин, но вдвойне интереснее заниматься этим процессом с помощью соленого теста, которое малыш приготовит вместе с семьей. Готовится оно очень быстро и просто, для его изготовления потребуется:
-
Мука - 250 грамм;
Соль - 250 грамм;
Вода - 125 мл;
Растительное масло - одна ложка.
Тщательно смешайте первые три ингредиента, в которые по желанию можно добавить четвертый - масло, для большей эластичности. Катайте его вместе с малышом, сжимайте, скручивайте и разминайте, тренируя руки.
Все перечисленные упражнения и многие другие подобные призваны качественно и успешно развить мелкую моторику рук у ребенка. Чем раньше вы начнете заниматься и прорабатывать ловкость детских рук, тем лучше будет для вашего малыша - помимо тактильных ощущений, вы разовьете речевые навыки, внимательность, силу и многое другое.