Как развить память у ребенка: методика тренировок
Каждый заботливый родитель рано или поздно начинает задаваться вопросом о том, как максимально эффективно развить память своего ребенка. Чаще всего эта тема остро встает в тот момент, когда малыша отправляют в первый класс - тогда становится ясно, что ему будет просто необходимо научиться усваивать большие объемы информации в кратчайшие сроки.
Чем раньше семья начнет заниматься со своими детьми и учить их быстрому запоминанию, тем лучше. Ведь нерешенная проблема будет только расти и усугубляться, и ребенку будет труднее учиться в школе и даже университете - именно там память является одним из самых необходимых навыков, отвечающих за успешность процесса обучения. Это скажется даже на повседневной жизни - пострадает внимательность, способность находить общий язык с людьми, а также умение следовать даже простым правилам.
Как формируется память?
Процесс запоминания человеком новой информации состоит из четырех пунктов, следующих в определенной последовательности:
- запоминание информации;
- сохранение информации в памяти;
- воспроизведение информации;
- забывание информации.
Запоминание
Производится одним из двух способов - либо произвольно, либо непроизвольно. Первый используется, например, для заучивания стихотворений. Здесь очень большую роль играет желание самого ребенка и мотивация выучить текст. С ними это удастся сделать намного проще и быстрее. Со вторым вариантом все немного сложнее: непроизвольное запоминание подразумевает под собой фиксирование самой разнообразной информации, которую ребенок видит вокруг себя, слышит или чувствует. Что-то остается у него в голове навсегда, а что-то - бесследно теряется и забывается. Например, ребенок может запомнить случайного прохожего, который был похож на героя любимого мультфильма, но при этом забывать ваши объяснения по какому-то сложному вопросу, которой чаду был не интересен. Ассоциации очень важны для формирования психической зрелости человека и наилучшего запоминания информации различного типа.
Сохранение
Этот процесс также бывает двух типов - динамическим и статическим. В первом случае мы подразумеваем кратковременную память, когда ребенок узнал что-то, быстро запомнил, а потом забыл. Второй же вариант отвечает за память долговременную, когда человек узнал новую информацию, запомнил и сохранил ее, а позже вновь к ней вернулся, обработал и опять запомнил, потом вернулся к ней и так по кругу. Сохранение такого типа важно в обучении, когда ребенок запоминает информацию, а потом неоднократно к ней возвращается, корректируя ее и дополняя чем-то новым. Именно такой механизм позволит малышу качественно запомнить все необходимое.
Воспроизведение
Ребенку намного проще распознать то, что уже есть в его памяти. Например, если показать ему картинки, которые сопровождали выученное им стихотворение, то, скорее всего, в его памяти начнет всплывать и сам текст произведения. Если же его попросить рассказать фрагмент, который он разучивал несколько месяцев назад и не дать никаких зацепок, то вспомнить что-то вряд ли получится, потому что ассоциации - важнейший инструмент памяти, благодаря которому развивают память не только дети, но и взрослые.
Забывание
Забывание представляет собой процесс освобождения мозга от информации, которая давно не используется или вовсе не нужна. Для детской психики он особенно важен - ведь она быстро перегружается и ребенок может перестать запоминать что-либо новое, быстрее уставать и чувствовать напряжение.
Какой бывает память?
Разделять память принято на несколько видов, которые делятся по трем классификациям:
- По степени интенсивности психических процессов.
К ней относятся эмоциональная, двигательная, образная (зрительная) и словесно-логическая память.
- По типу запоминания.
Сюда входит произвольная и непроизвольная (механическая) память.
- По длительности хранения информации.
Кратковременный, долговременный и оперативный виды памяти.
Двигательная память
С нее начинается развитие запоминания у любого малыша - моторика работает и дает ребенку возможность запомнить, как сидеть, ходить, лежать и держать предметы. В более взрослом возрасте этот вид памяти необходимо тренировать не меньше: для этого ребенка можно отдавать в секции, на которых необходимо двигаться: танцы, плавание, футбол и тому подобные. Чадо будет запоминать, сохранять и воспроизводить все те движения, которые преподают ему в кружках.
Эмоциональная память
Такая память в начале жизни скорее срабатывает по рефлексам: например, когда мама рядом - ребенок чувствует себя спокойно и наоборот. Осознанное эмоциональное запоминание начинает формироваться у ребенка к шести месяцам - он узнает членов семьи и радуется им, а чужих людей боится и не подпускает к себе близко. Ребенок даже запоминает предметы, которые каким-либо образом причинили ему неприятные ощущения - он будет бояться их и даже может расплакаться.
Образная память
Формируется примерно к году жизни и основывается в том числе на ассоциациях, связанных со своим зрительным планом. Именно через этот тип памяти у малыша формируется представление о мире. Развивать память с помощью зрительных образов достаточно просто: можно сыграть с ребенком в интересную игру “найди отличия”, в которой нужно сравнить две одинаковые картинки, в которых спрятаны несколько незначительных различий. Можно также давать ребенку изображения с множеством мелких деталей - пусть он запомнит их как можно больше. После этого забирайте у него рисунок и дайте ему возможность назвать максимальное количество предметов, которое он успел запомнить. Выполнять такое упражнение необходимо каждый день, тогда хороший результат будет достигнут очень быстро.
Словесно-логическая память
Такой тип памяти позволяет ребенку формулировать и высказывать свои мысли. Тренировки можно начинать только тогда, когда у ребенка появится минимальный словарный запас - хотя бы из десяти-двадцати слов. Можно разучивать стихотворения, придумывать рассказы по картинкам. Хорошей тренировкой для маленьких детей послужит игра “Кто тут лишний?”. Суть ее состоит в том, что из ряда слов малыш должен найти и убрать лишнее, не подходящее. Например: диван-бабочка-стол; собака-огурец-заяц; радуга-мяч-дождь и так далее.
Тактильная память
Как известно, для того, чтобы развить речь у маленьких детей часто прибегают к развитию моторики и просят их перебирать мелкие предметы в руках. Тренировать память с помощью прикосновений и ощущений тоже возможно - для этого созданы специальные интересные упражнения. Одно из них - угадывание текстур. Разместите на поверхности различные виды материалов - бумагу, ткань, металл, дерево. Пусть ребенок закроет глаза и попытается с помощью рук и прикосновений угадать, где какой материал. Еще одним эффективным упражнением является то, в котором ребенок с закрытыми глазами должен внимательно ощупать фигурку или игрушку - а после открыть глаза и попытаться нарисовать то, что он держал в руках. Помимо тактильного запоминания развивается еще и воображение малыша.
Все возможные виды памяти не существуют отдельно, а наоборот - непрерывно взаимодействуют и помогают друг другу. Каждый из перечисленных видов развивается постепенно и в свой определенный срок. Но, как становится ясно из текста выше - развивать память ребенка можно и нужно начинать с самых первых месяцев его жизни. Тренировать ее нужно в игровой форме - той, которая, несомненно, будет интересна ребенку. Ведь только так он с радостью и интересом обработает большой объем новой информации.
Улучшаем память ребенка
Стоит отметить, что слово “улучшение” не совсем верное, так как у детей практически не бывает плохой памяти - она просто может быть не развита достаточно хорошо. Но с этим можно работать, применяя в обучении наши советы, которые понравятся и вам, и вашему ребенку:
- Интересуйтесь делами ребенка.
Каждый раз в конце дня спрашивайте у него, как прошел день и чем он занимался - пусть расскажет как можно детальнее, вспоминая все подробности. Такой рассказ-монолог отлично тренирует память и речь, а также учит вашего ребенка выстраивать события в хронологическом порядке. Сначала такие рассказы будут сбивчивыми и короткими. но позже чадо освоится и сможет рассказывать вам больше и больше новой информации. Ему можно помогать вопросами, которые еще больше будут раскрывать суть разговора. Например, спросите, какого цвета футболка была на его друге и тому подобное.
- Вместе читайте книги.
Пока ребенок не умеет делать это самостоятельно, читайте ему вслух перед сном интересные сказки. Позже можно переходить к совместному изучению простых четверостиший. Это поспособствует развитию словарного запаса. Когда ребенок научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу - книга должна стать для него своеобразным другом, к которому приятно будет возвращаться. Важно, чтобы он мог не только прочитать написанное, но и обсудить его с вами, высказать свое мнение и дать оценку. Хорошим упражнением также станет краткий пересказ одной-двух страниц текста.
- Играйте в слова.
Упражнений, связанных с запоминанием слов, очень много. Все они также помогают малышу увеличить словарный запас, что идет хорошим дополнением к развитой памяти. Одной из таких игр является “10 слов”: назовите малышу десять слов примерно одинаковой тематики (еда, одежда, спорт) и попросите его повторить их как можно больше. Все те слова, которые ребенку запомнить не удалось, надо повторить и усвоить. Если ребенку-дошкольнику удается в такой игре запомнить половину слов - это означает, что у него хорошо развита кратковременная память. Если же результат более 7 слов - то это значит, что долговременная память развита не хуже.
- Уделяйте время на развитие внимательности.
Разложите в ряд пять карточек с рисунками в определенной последовательности. Дайте ребенку время разглядеть их и запомнить, как они располагаются. Теперь уберите их и перемешайте, затем попросите малыша расположить их точно также, как они лежали до этого. Здесь вы тренируете не только память, но и внимание, что тоже очень важно.
- Используйте метод Цицерона.
Суть этого метода заключается в следующем: необходимо мысленно расположить предметы (слова), которые надо запомнить, в месте, которое ребенок хорошо знает - это может быть его детская или любая другая комната, в которой он часто бывает. Особенность в том, что все маленькие предметы мы мысленно увеличиваем, а большие - наоборот. Например, есть слова небо, яблоко, кошка, мяч. Размещаем их в комнате: небо изображено на настенной картине, большое яблоко лежит на столе, маленькая кошка лежит в кресле, а огромный мяч положили на пол. Тренируясь, ребенок быстро научится восстанавливать в памяти все новые слова с помощью интерьера, который вы вместе придумали.
- Изучайте иностранные языки.
Этот сложный процесс невероятно сильно и качественно тренирует память - точно также, как занятия музыкой или моделированием. Ребенок, изучающий в день по несколько новых иностранных слов или фраз будет лучше запоминать и остальную информацию. Такие навыки обязательно пригодятся ему в будущем. Изучать новые языки рекомендуется уже с пяти лет - чем раньше, тем лучше.
- Проводите время на свежем воздухе.
Для детей это крайне важный фактор - больше времени проводить на улице, просто играть или заниматься спортом. Ведь любые физические нагрузки в паре со свежим воздухом благотворно влияют на кровоснабжение головного мозга, а это положительно сказывается на качестве запоминания. Больше гуляйте, особенно перед сном, проветривайте помещение и не допускайте застоя воздуха в доме.
- Позаботьтесь о питании.
Только правильной едой память не улучшить, но продукты, подобранные определенным образом, способны улучшить работу мозга, что повлияет на запоминание малышом новой информации. В первую очередь, задумайтесь о введении в рацион витаминов, в которых содержатся аминокислоты. В этом плане отлично подойдет рыбий жир с содержанием Омега 3 и Омега 6. Что касается продуктов, не все они нравятся маленьким детям, но зато с их помощью можно улучшить работу мозга: грецкие орехи, морковь, шпинат, брокколи, жирная рыба и бананы.
Чтобы развивать хорошую долговременную память у своего ребенка, возьмите в привычку заниматься с ним и повторять различные упражнения каждый день. Сделайте ваши совместные занятия такими, чтобы они приносили радость и хорошие эмоции не только ребенку, но и вам. Когда оба заинтересованы в достижении результата - процесс идет лучше!