Как научить ребенка рисовать?
Как только малыш немного взрослеет, у него начинает возрастать тяга к познанию мира различными способами, узнавая новое и интересное для себя. Одним из таких способов можно назвать рисование — с помощью бумаги маленькие дети выражают свои эмоции, знания, впечатления и желания, закрепляя в памяти все увиденное и изученное. Многие заботливые родители задаются вопросом: как развить навыки рисования у маленького ребенка и что нужно делать, чтобы не отбить желание заниматься этим и дальше?
Польза от рисования
Тяга к изобразительному искусству просыпается в детях очень рано. Как только они осваивают навыки захвата предметов и удержания их в руке, они начинают подражать взрослым, которые часто что-то записывают на бумаге. Так появляются первые пробы пера — обычно, в возрасте года-полутора лет малыш начинает выводить свои первые “каракули”.
Польза от занятий рисованием настолько велика, что охватывает и физическую, и психологическую стороны развития ребенка. Рисуя, малыш в первую очередь работает пальцами, тем самым развивая мелкую моторику — полезный навык, который делает человека умнее и помогает речи правильно сформироваться. Поэтому любые мелкие работы руками будут полезны и обязательны к исполнению. Помимо этого, малыш развивает мышление — как творческое, так и логическое. Выполняя рисунок, ребенку приходится продумывать его детали, подбирать цвета, сочинять историю. Для того, чтобы еще эффективнее проработать эти навыки, предлагайте чаду несложные и интересные задания: например, с дорисовыванием предметов, раскрашиванием определенных частей и украшением собственных произведений.
Помните, что для ребенка рисование — это не просто интересное времяпрепровождение или хобби, это еще и очень важная тренировка множества полезных навыков, которые помогут малышу вырасти в полноценную личность:
- развитие мелкой моторики, и, соответственно, речевых навыков;
- работа с воображением;
- способность выражать эмоции и чувства в работе;
- развитие стремления к эстетике и прекрасному;
- изучение текстур, цветов, оттенков и их гармоничного сочетания;
- работа над усидчивостью и старанием;
- желание создавать что-то новое.
Отличной подсказкой для родителей могут стать цвета, в которых ребенок рисует в определенный момент времени. Они могут сигнализировать об эмоциональном состоянии ребенка: тусклые оттенки покажут, что у малыша плохое настроение, а яркие и светлые цвета подтвердят, что все хорошо.
Также, если хвалить малыша за его успехи и побольше расспрашивать о нарисованной картине, то со временем он начнет понимать, что его старания чего-то стоят, и можно сделать еще лучше, чтобы порадовать и удивить всю свою семью. Ребенок научиться стараться, добиваться результатов и прикладывать усилия в работе, что, несомненно, пригодится ему в будущем.
Выбираем материалы для рисования
Малыш научился держать в руке письменные принадлежности, и теперь настало выбрать из них такие, которыми можно будет легко и свободно рисовать еще не окрепшей рукой. Главными критериями выбора будут безопасность использования и удобство работы — для маленькой руки подойдет не каждый инструмент. Подойдут разные варианты: карандаши, фломастеры, краски и даже мелки.
Что касается карандашей и фломастеров — следите за тем, чтобы они не были слишком маленькими и тонкими, иначе ребенку будет сложно держать их в руке. Присмотритесь к тем вариантам, которые имеют трехгранную форму и утолщенный стержень — так риск вдавить его в бумагу или выронить сводится к минимуму. На этих трех гранях и необходимо расположить пальцы: большой, указательный и средний. Фломастеры выбирайте такие, чтобы их состав не был опасен малышу — то есть на водной основе, но никак не на спиртовой. Обычно на упаковках такой продукции есть специальные пометки. Утолщенные стержни помогут ребенку не пораниться во время работы.
Что касается цветов, то подойдет классический набор из 12 штук — с таким количеством малыш сможет изучить основы колористики и придавать своим произведениям подходящие оттенки.
Не забудьте приобрести специальный пенал под инструменты для рисования, если они изначально не продавались в специальных чехлах. Так вы приучите ребенка к порядку на столе и не потеряете ни один из цветов.
Выбирая краски для юного художника, обратите внимание на их состав: они не должны быть опасны и содержать вредные компоненты. Проверьте срок годности и наличие возможности смыть ее с любых поверхностей, в том числе и с одежды и кожи малыша. Для самых маленьких выбирайте пальчиковые краски, которые наносятся на руки и имеют самый безопасный состав: воду, краситель и соль — ведь малышу обязательно захочется попробовать их на вкус из любопытства.
Цветов не обязательно приобретать много: иногда достаточно и четырех-шести самых основных, которые ведь можно и смешивать! А для того, что ребенок не пачкал все вокруг, позаботьтесь о месте для творчества заранее: подготовьте ровную поверхность, купите большое полотно (им может послужить ватман) и оденьте малыша в одежду, которую не жалко испачкать. Не забудьте про кисточки!
Еще одним безопасным материалом для рисования послужат мелки, в том числе и восковые. Они большие и мягкие, а также представлены в самых разнообразных цветах. Обычные мелки можно использовать на прогулках, рисуя на асфальте, или специальной темной доске. Восковые идеально подойдут для творчества по бумаге.
Техники рисования для детей от двух до четырех лет
Как только приспособления для рисования подобраны, а рабочее место обустроено, можно переходить непосредственно к творчеству. Для самых маленьких лучше использовать максимально простые изобразительные техники, которые помогут ему изучить текстуры, цвета и их сочетания, а также научиться выводить простые фигуры.
Рисование пальцами
Для самых маленьких такой способ рисования — самый простой, понятный и доступный. Подготовьте большую ровную поверхность, можно даже застелить ватманом пол. Да, именно ватманом, потому что на маленьком листке бумаге простора для творчества будет не хватать — если уж и рисовать, то с размахом! Подготовьте и откройте баночки с пальчиковыми красками и оденьте малыша в “рабочую” одежду — ту, которую не страшно испачкать. Некоторые родители предпочитают и вовсе раздевать чадо до трусиков, а потом просто искупать. Оба варианта хороши, ведь надо быть готовым к тому, что малыш будет весь в краске! Теперь с малышом усаживайтесь перед листом поудобнее и покажите, как нужно работать с этим материалом. Проводите линии, оставляйте отпечатки, смешивайте оттенки между собой.
Рисование губкой
Теперь возьмем обычные краски (гуашь или акварель) и чистую хозяйственную губку, которая наверняка найдется в каждом доме. Смочите ее красками и дайте в руки ребенку: пусть он сожмет ее и попытается сделать свои первые оттиски на бумаге. Для более интересного эффекта и создания градиентов можно использовать на губке два и более цветов, нанося их рядом друг с другом или с наслоением. Таким образом можно изображать фигуры разной величины и необычности, дополняя и работой с пальчиковой техникой. Создавайте животных, растения и многое другое.
Мокрое рисование
Для того, чтобы ребенок научился разбираться в свойствах акварельных красок и особенностях смешивания цветов между собой, используют технику, подразумевающую под собой рисование по мокрому листу. Намочите водой плотный лист бумаги при помощи большой кисти, после чего дайте ребенку акварель и кисточки поменьше и попросите его нарисовать различные линии и фигуры, используя множество цветов. Краска начнет растекаться по бумаге, а элементы будут смешиваться между собой, образуя причудливые узоры — так у вас получатся оригинальные и необычные картины.
Рисование по точкам
Все мы помним этот увлекательный способ рисования, который отлично развивает логическое мышление и восприятие форм и фигур. С помощью таких упражнений малыш лучше освоит технику рисования ровных и закругленных линий, а также поймет, как рисовать более сложные и осознанные рисунки. Объединять точки в полноценную картинку малыш научится не сразу: необходимо показать ему, как правильнее это сделать. Готовые упражнения можно найти как в магазинах, так и в Интернете, после чего распечатать их. Такие красивые рисунки, которые малыш создаст сам, будет очень интересно потом раскрасить в различных техниках.
Рисуем с детьми старше четырех лет
Детям позднего дошкольного возраста можно подбирать задания и техники посложнее, над которыми предстоит поработать более кропотливым образом.
Рисование цифрами
Когда малыш изучает цифры, можно ввести в обучение интересное занятие, способствующее лучшему запоминанию изученного. В наше время придумано множество рисунков, которые можно создать из обычных цифр, а не только классического лебедя из двойки. Работы можно усложнять, сочетая в них несколько цифр и создавая красивые композиции. Примеры таких рисунков можно найти в методических пособиях и Интернете.
Осваиваем сложные фигуры
Переходя к рисованию более сложных предметов и композиций, не забывайте показывать технику рисования на собственном примере. Объясняйте четко и понятно, а также выполняйте рисунок аккуратно, чтобы малыш понял, что от него требуется. Каждое действие, выполняемое вами, должно тут же комментироваться, чтобы ребенок воспринимал информацию разными способами.
Настало время изучить способы рисования геометрических фигур, которые в будущем будут основой для рисунков. С помощью них вы будете рисовать людей, животных, растения, здания и многое другое. Чтобы получить более аккуратные изображения фигур, особенно сложного круга, используйте листы с разлиновкой в клетку. Позже можно перейти к обычной белой бумаге.
Обычно дети начинают рисование с изображения тех, кто их окружает: члены семьи, герои мультфильмов и др. Чтобы нарисовать человека, разделите лист на три части, которые будут отвечать за голову в форме круга, туловище в форме прямоугольника и ноги из линий. Дальше следует добавить деталей: руки, уши, черты лица. Дом, в котором живет малыш, тоже является популярным объектом для рисования. Он должен состоять из всех простых геометрических фигур: крыша-треугольник, фасад-квадрат, окна-прямоугольники и дверь.
Дети очень любят рисовать природу: деревья, цветы и прочие растения. Чтобы нарисовать дерево, объясните ребенку, что оно состоит из трех важных частей: ствола, веток и кроны. Подумайте вместе над тем, на какие фигуры похож каждый из элементов? Например, ствол — это длинный прямоугольник, ветви — плавные черточки, исходящие из всех сторон стебля, а листья кроны похожи на капельки. Елку можно изобразить из трех треугольников, пересекающих друг друга.
Советы по обучению ребенка рисованию
Для того, чтобы не отбить у малыша интерес и любовь к этому виду искусства, будьте очень осторожны и соблюдайте ряд правил, который поможет вам добиться в этом деле хороших результатов.
- Предоставьте малышу свободу. Не стоит начинать занятия со слов “Сейчас мы нарисуем вот это”. Не забывайте, что ребенок воспринимает рисование как игру, поэтому полет фантазии для него очень важен, иначе ему будет неинтересно продолжать занятия, изображая то, что он не хочет.
- Не давайте оценку творчеству ребенка. Не стоит сравнивать успехи малыша с другими работами и уж тем более критиковать полученный результат — малыш замкнется и будет чувствовать себя неуверенно в этом деле, что навсегда отобьет желание работать с красками и кисточками. Вместо этого обсуждайте творения, задавайте вопросы, выясняйте, что изображено на картине и какая история стоит за этой идеей. Так ребенок поймет, что его старания интересны окружающим и будет стараться изобразить еще более интересный сюжет.
- Не заставляйте малыша заниматься рисованием на регулярной основе. Если ребенок не хочет — дайте ему время отдохнуть или же просто попробовать себя в чем-то другом. Возможно, ребенок просто не находит отклик в этом виде деятельности. Ведь способов познать мир и самовыразиться еще очень много. Тем более не стоит торопиться с поступлением в художественную школу. Оптимально начинать занятия примерно с 11 лет, когда чадо определился с выбором направления и будет готов обучаться на более серьезном уровне.