• Главная
  • Статьи
  • Как развить творческие способности у детей: особенности, диагностика и методики развития творческих способностей

Как развить творческие способности у детей: особенности, диагностика и методики развития творческих способностей

22 февраля 2019
5686
0

Правильно и полноценно развитые творческие способности помогают человека добиться успеха в самых разнообразных сферах жизни. Все чаще заботливые родители дошкольников задумываются о том, как воспитать в ребенке качества, полезные в жизни: умение сформировать свою точку зрения, найти нестандартный подход в решении вопроса, отсутствия страха высказать свое мнение и другие. Для детей дошкольного возраста очень важно знакомиться с навыками творческого характера, так как они помогают ребенку глубже и шире познать окружающий его мир, найти свое предназначение, познать новые стороны своего возможностей.

Содержание статьи:

 

Творческий потенциал представляет из себя большой набор разнообразных возможностей и качеств творческого характера, с помощью которых многие люди реализовывают и выражают себя, становясь тем самым счастливее. Специалисты давно установили, что дошкольный возраст - наилучшее время для начала развития творческих способностей, ведь именно в возрасте до 7 лет, перед тем, как пойти в школу, у малыша активнее всего формируются личностные качества, которые потом и помогают ему в жизни при развитии разных способностей и склонностей.

Важно знать, что для успешного развития творческих способностей нужно создать благоприятные условия, в которых занятия точно принесут свои плоды:

  • раннее начало занятий. Не стоит тянуть с прокачкой творческих навыков: детские психологи и педагоги рекомендуют начинать занятия чуть ли не с самых первых месяцев жизни;
  • свобода выбора. Предоставьте своему чаду выбор: пусть сам решит, чем ему комфортно и интересно будет заниматься;
  • разнообразие в занятиях. Пробуйте новые и самые разные виды деятельности, помогая малышу найти что-то свое;
  • позитивная и дружелюбная среда и атмосфера, которая окружает дошкольника не только во время занятий, но и по жизни;
  • постоянное поддержание интереса к творческим занятиям, в которых ребенку не захочется останавливать этот процесс.

Как понять, есть ли у ребенка творческие способности?

Этот вопрос - предмет множества споров. Но большинство специалистов все же считают, что творческие таланты - это не врожденные качества, а заслуга родителей, занимающихся со своими детьми и не ограничивающихся лишь занятиями в детском саду, которые, в какой-то степени все-таки развивают творческие навыки, но и в то же время сковывают малыша в рамки.

От того, насколько нестандартным будет мышление ребенка, зависит степень вовлеченности родителей в образовательный процесс. Но все же некоторые психологи сходятся во мнении, что определенные задатки даются человеку от природы: этими задатками называют степень развития первой и второй сигнальной систем мозга. Первая подразумевает художественный тип мышления, с помощью которого дети яркие и незабываемые впечатления от окружающей действительности — такие дошкольники имеют богатое воображение, мыслят образами и очень эмоциональны. Вторая же система подразумевает мыслительный тип личности — такие малыши склонны к анализу и систематизации, а мыслить любят абстрактно. Но и у второго типа необходимо развивать творческое начало, чтобы воспитать всесторонне развитого ребенка. Также встречается средний тип, где обе системы смешаны и гармонично сочетаются друг с другом.

Не стоит заранее утверждать или искать какие-либо творческие начала в вашем малыше — нужно просто активно заниматься их развитием с самого раннего детства и до пяти лет, в том момент, когда нужные системы только формируются. Важно помнить, что если вы хотите сформировать необходимые качества в ребенке, необходимо заниматься определенной деятельностью, которая помогает в этом вопросе. Только в практической деятельности родители смогут понять, в каком направлении двигается их чадо. Навыки будут формироваться в человеке на протяжении всей жизни, поэтому сформировать нужные поможет четко организованная повседневная деятельность ребенка — ведь никто не рождается с готовыми способностями к чему-либо. Вследствие правильно организованных занятий вы заметите, как быстро развивается творческое начало — будет даже казаться, что малыш одарен с рождения.

Какими бывают творческие способности?

Способности бывают очень разными. Есть группа общих, в которой собраны очень важные для жизни качества, помогающие вести полноценную жизнь и достигать поставленных целей: натренированная память, точность движений, правильная речь, сообразительность и другие. А есть способности, которые можно назвать специальными: они помогают добиваться целей в какой-либо определенной области. Это может быть музыка, литература, изобразительное искусство и так далее. Развивать стоит все способности гармонично: и общие, и специальные. Говоря о творчестве, можно выделить у детей следующие способности:

  • творческое воображение, которое включает в себя богатую фантазию и развитую интуицию;
  • творческое мышление, подразумевающее наличие у малыша “живого ума”;
  • практика использования методов организации творческой деятельности, которая выражается в желании малыша познавать новое, стремиться к новым открытиям и успехам в своей деятельности.

Как ускорить развитие творческого начала?

Для того, чтобы малыш не отставал в развитии творческих способностей и получал как можно больше интересных и вдохновляющих впечатлений, необходимо придерживаться определенных правил, которые нацелены на получение максимальной эффективности от занятий.

  1. Создание комфортной обстановки. Родителям важно не просто учить ребенка новому, но и создавать благоприятную среду для занятий, в которой любые творческие идеи и задумки малыша будут поощряться и награждаться похвалой. Не стоит критиковать и ругать ребенка за погрешности или ошибки — так вы только отобьете интерес к занятиям.
  2. Материальная база. Важно предоставлять максимум возможностей для творческой практики и упражнений для развития.
  3. Стимулирование развития способностей. Решайте все творческие вопросы и проблемы, возникающие в развитии. Не отмахивайтесь от, возможно, банальных и простых вопросов, которыми озадачен ребенок — разбирайтесь со всем вместе.
  4. Наполните творчеством повседневную жизнь. Привлекайте малыша к домашним делам, внеся в них интересные занятия: при приготовлении блюд позвольте ребенку, например, слепить самому что-нибудь из теста, а уборка может стать интересным соревнованием, где победит тот, кто быстрее соберет игрушки в корзину — дети любят совместное времяпрепровождение с родителями, особенно, когда оно наполнено творческими заданиями!
  5. Экспериментируйте с материалами, формами и текстурами. Используя в рисовании или аппликациях необычные предметы разных форм и текстур, вы поможете в развитии не только творчеству, но и моторике малыша, от которой очень многое зависит в развитии. Пусть ребенок применяет в поделках крупы и камушки, травы, крупную соль и сахар, кофе и многое другое.

Создайте “галерею” с творчеством ребенка, которая будет показывать значимость его работ и ценность стараний.

  1. Не забываем про общение с природой. Окружающая нас среда уже наполнена творчеством и способна привнести много вдохновения в жизнь ребенка. Наблюдая за разнообразными явлениями вместе с чадом, вы сможете развивать свою фантазию и нестандартность мышления: изучайте форму облаков и крон деревьев, придумывайте, на что они могут быть похожи и тут же зарисовывайте все на бумаге. Природные материалы: желуди, камни, листья, песок и цветы можно использовать для создания оригинальных изделий. Подумайте вместе о том, чем бы могли стать предметы, окружающие вас на улице.
  2. Постоянно развивайте речь. Очень важно уметь выражать свои задумки и идеи с помощью речевого аппарата. Обсуждайте и читайте вместе сказки, сочиняйте стишки, придумывайте рифмы, играйте в игру “Сочини сказку”, описывайте вслух картинки — и все это поможет вашему ребенку сформировать четкую и правильную речь, которая будет его помощником по жизни.

Игры и идеи для развития навыков творчества

В дошкольном возрасте игра — практически единственный способ донести до ребенка важную информацию и научить важным и полезным навыкам. Игровая форма способствует развитию творческого начала и формирует личность. Использовать нужно игры в самых разных вариантах: развивающие, просто игрушки, конструкторы, творческие (с рисованием, лепкой, аппликациями и так далее). Пользуясь играми из списка ниже, вы сможете правильно воздействовать на творческий потенциал малыша.

Веселые картинки”. Нарисуйте на бумаге самые разные геометрические фигуры. Задача малыша — превратить их в интересные объекты: солнышко, цветы, животные, здания и другое.

Угадай”. Положите в коробку предмет и попросите малыша угадать, что там находится: пусть он расспрашивает вас о его особенностях, фантазирует и придумывает разные версии.

Хорошо и плохо”. Вы должны назвать какой-либо предмет или явление, а ребенок пусть опишет его качества: как положительные, так и отрицательные. Это могут быть такие слова, как дождь, огонь и тому подобные.

Слова”. В повседневной деятельности, будь то прогулка или поездка на машине, предлагайте поиграть ребенку в такую игру: назовите слово, а он пусть придумает к нему противоположное (холодный-горячий, мягкий-твердый и так далее).

Необычное использование предмета”. Поразмышляйте вместе о том, каким необычным способом можно использовать предмет кроме его основного предназначения. Например, кувшин можно использовать не только для напитков, но и как цветочную вазу.

В домашних условиях можно создать интересное времяпрепровождение своему малышу, которое будет одновременно развлекать его и воспитывать творческую сторону. Используйте готовые идеи для занятий с вашим малышом.

  1. Кукольный театр дома. Разнообразить выходные или устроить необычное занятие во время семейного праздника помогут пальчиковые куклы и ширма, которую легко соорудить в домашних условиях. Придумайте вместе с чадом декорации и костюмы кукол, соберите близких и устройте представление — одобрение людей со стороны добавит малышу уверенности в своих силах.
  2. Рисование. Тот навык, развивать который можно практически с самого рождения — уже с шести месяцев малыш может начинать пробовать свои силы в этом виде искусства, пусть и в примитивной форме в виде пальчиковых красок. Когда ребенок подрастет, можно пускать в ход краски, фломастеры, карандаши и мелки — все это будет развивать моторику, а значит, и мышление ребенка.
  3. Чтение. Ежедневное чтение вашему ребенку хотя бы по 30 минут в день принесет свои плоды в виде хорошей памяти и развитой фантазии. Обсуждайте прочитанное, придумывайте свои истории — все пойдет на пользу.

Детям очень важно видеть и чувствовать одобрение их деятельности со стороны самых близких людей — родителей. Именно искренняя радость и похвала родителей способны дать ребенку сил на создание чего-то нового, на творчество в любом его проявлении. Получая поддержку, ребенок закрепит в сознании мысль о том, что-то мастерить что-то, придумывать и создавать новое — это хорошо, а значит и стремиться к большему развитию ему будет проще. Не стоит ругать его за испачканную одежду или рабочее место — творчество не может ограничиваться листом бумаги формата А4. Вместо этого лучше наденьте на малыша разноцветный фартук и застелите стол, а после окончания занятий вместе приведите в порядок рабочее место.

Комментарии

VerifyCode
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.